Альфира Султанова
Занятие по экологии в средней группе «Млекопитающие»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
Тема: «Млекопитающие».
Цель: развитие экологической культуры у детей.
Программное содержание:
О. Закреплять знания детей о животном мире: о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране и других странах;
закреплять понятие «млекопитающие», учить правильно объяснять его содержание, называть животных, входящих в данную группу :
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „Млекопитающие“» размещена в разделах
упражнять детей в различных вариантах классификации млекопитающих (по степени одомашненности, по среде обитания, по способу питания и др.);
закреплять умение работать со схемами и символами.
К. Развивать зрительное восприятие, упражнять в рассматривании изображений в разной степени удаленности от глаз, развивать мелкую моторику в процессе работы с раздаточным материалом.
В. Продолжать воспитывать навыки учебной деятельности: внимательно слушать вопросы педагога, отвечать точно на поставленный вопрос, не перебивать товарищей, доброжелательно относиться к их ответам, тактично исправлять неправильный ответ.
Материал: раздаточный - схемы для классификации, картинки для работы по схеме, демонстрационный – картинка для звукового анализа (кот-кит, символы для классификации животных.
Ход занятия:
Дети проходят в класс, садятся на стульчики (полукругом).
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, о ком будет идти разговор на нашем занятии, вы догадаетесь сами. Предлагаю вам послушать и отгадать загадки.
1. Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род,
На охоту вышел (кот).
2. На опушке у пригорка,
Кто живет в глубокой норке?
Осторожный, быстроглазый,
Он разбойник и проказник.
Ходит по лесу зверек,
А зовут его (хорек).
3. Думал кошка,
Крикнул: «Брысь!» -
Оказалось - это (рысь).
Воспитатель: А сейчас загадки-обманки, будьте внимательны.
4. В малине понимает толк
Хозяин леса –
Страшный …. (медведь).
5. Клубком свернулся
Ну-ка, тронь –
Со всех сторон
Колючий …. (еж).
6. Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая …. (белка).
Воспитатель: Догадались, о ком речь? Конечно, о животных. Скажите, пожалуйста, как еще можно одним словом назвать этих животных? (Млекопитающие).
- Объясните значение этого слова. (Когда детеныши – питаются молоком матери).
Дети подходят к доске, на которой расположено наборное полотно.
Воспитатель: Давайте, вспомним на какие группы и по каким признакам можно разделить животных.
1. Дикие и домашние животные. (Выставляются схемы). (По месту обитания).
- Приведите, пожалуйста, примеры (рысь, слон; корова, кошка)
2. Травоядные и хищники. (Выставляются схемы). (По способу питания).
- Назовите некоторых млекопитающих этой группы. (Заяц, белка; волк, тигр).
3. По среде обитания :
а) Выставляется схема «Животные северных стран».
- В этом царстве белизны
Нет ни лета, ни весны.
Все всегда белым-бело,
Небо белым замело.
Белый айсберг и торос,
Черный только Мишкин нос.
- Приведите примеры зверей, которым не страшны холод и мороз. (Тюлень, белый медведь, морж).
б) Выставляется схема «Животные средней полосы».
- Я самый настоящий
Густой и добрый лес.
В моей зеленой чаще
Полным-полно чудес.
Живут там без опасти
В избушке без дверей
И присказки и сказки
Про птиц и про зверей.
- Кто назовет зверей средней полосы? (Лось, кабан, рысь).
в) Выставляется схема «Животные жарких стран». (Звучит звукозапись песенки из фильма «Красная шапочка»).
- А-а-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а-а, крокодилы, бегемоты,
А-а-а, обезьяны, кашалоты,
А-а-а, и зеленый попугай.
Воспитатель: Проходите к стульчикам. Проведем физкультминутку.
- Кто отважный выходи и зарядку проведи.
Физкультминутка (проводит один из детей) :
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: Ребята, предлагаю самостоятельно поработать. Возьмите конверты, карточки и проходите за столы. (Предлагаются задания разной степени сложности – на конвертах разное количество кружков, ребенок выбирает задание по своим силам, воспитатель в случае необходимости помогает советом).
(Воспитатель в процессе работы обходит всех детей).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, кто и как справился с заданием. Алиса, по какому признаку ты составила цепочки? (Ответы детей, взаимопроверка выполнения заданий, оказание помощи тем, кто не справился, объяснение ошибок).
- Ребята, догадайтесь, а в какую группу я объединила зверей? Смотрите внимательно, кто догадался? (Густая шерсть, короткошерстные, отсутствие волосяного покрова).
Воспитатель: Предлагаю вам игру. Я буду читать стихотворение, а вы после каждой строки будете добавлять: «И мы тоже, и мы тоже!»
Физкультминутка (проводит воспитатель) :
Шел я лесом вдоль опушки,
(И мы тоже, и мы тоже)
Громко квакали лягушки,
(И мы тоже, и мы тоже)
На суку качалась шишка,
(И мы тоже, и мы тоже)
Под кустом дрожал зайчишка,
(И мы тоже, и мы тоже)
Возвратился я во двор,
(И мы тоже, и мы тоже)
По двору скакал Трезор,
(И мы тоже, и мы тоже)
Он гонялся за котом
(И мы тоже, и мы тоже)
И крутил своим хвостом.
(И мы тоже, и мы тоже)
(Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом).
Воспитатель: К нам в гости кто-то пришел. Но он не показывается, потому что хочет, чтобы вы догадались сами кто это. Для того, чтоб отгадать, надо всем нам поиграть.
Игра «Вопрос-ответ» (дети задают воспитателю наводящие вопросы, на которые он отвечает словами «да» или «нет» : «Это дикое животное?», «У него есть шерсть?», «Он хищник?» и т. п.)
Воспитатель: Правильно, это кот Мур-мурыч. Он такой затейник – спрятался и помалкивает. Меня просил, чтобы вы, ребята его нашли. Предлагаю поиграть.
Игра «Холодно-горячо».
Дети находят кота.
Воспитатель: Я уже сказала, что Мур-Мурыч выдумщик и затейник. Он еще приготовил вам задачу. Кот предлагает вам найти сходства и отличия между китом и котом.
(Вывешиваются карточки со словами кот и кит).
Дети: проводят звуковой анализ слов (равное количество звуков, в середине гласные, первая буква к, последняя – т, гласные в середине разные, звук к в слове кит – мягкий, а в слове кот – твердый).
Воспитатель: Молодцы, справились с этой непростой задачей.
Мур-Мурыч, придумывай задачи посложней! Что-то мне котенька хочет сказать. Да, конечно, Мур-Мурыч, помогу тебя раздать призы ребятам. Спасибо, котенька. До свидания, приходи еще и не забывай придумывать новые игры и задачи.
На этом наше занятие заканчивается. Все ребята с заданиями справи-лись. Вы – молодцы!