Ольга Горькова
Занятие по экологии для детей младшей группы «Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии во 2 младшей группе
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Занятие по экологии для детей младшей группы „Деревья и кустарники“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать представления о дереве и кустарнике.
Задачи:
ОО ПР
1. Развивать умение различать деревья и кустарники, находить сходства и различия.
2. Закреплять понятия высокий-низкий, толстый-тонкий, много-мало.
ОО РР
1. Развивать речь детей, обогащать словарный запас (названия частей дерева и кустарника); развивать умение обосновывать свои ответы.
ОО СКР
1. Воспитывать интерес к жизни растений, к познанию окружающего мира. 2. Приобщать к устному народному творчеству через игру в сказку, потешку.
ОО ФР
1. Упражнять детей в хождении змейкой не задевая предметы.
2. Предупреждать утомляемость.
ОО ХЭР
1. Учить детей передавать свои впечатления в рисунках.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: макеты деревьев (береза, осина, кустарника (шиповник); шапочки козлят по числу детей; конусы для ходьбы змейкой; скамейка, листы с недорисованными деревьями и кустарниками.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, посмотрите, что здесь лежит. Шапочка с рожками. Кого она вам напоминает?
Д: Козу!
В-ль: Точно, козу! Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Кто кашу не ест, молоко не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю.
Скажите, а какие сказки вы знаете о козе?
Д: «Козлятки и волк», «Как коза избушку строила».
В-ль: Вы знаете сказку «Как коза избушку строила»? ( ОД: Да) А что такое избушка? Где коза ее строила? Зачем она ушла в лес? Какое дерево разрешило строить под собой избушку? (ОД)
В-ль: А давайте-ка мы с вами поиграем в эту сказку!
Д: Давайте!
В-ль: Шапочки надеваются – в козляток превращаемся! А я буду мамой Козой.
(дети с помощью воспитателя надевают шапочки козляток)
В-ль: Ну что, ребятушки мои, козлятушки, пойдем искать место для избушки?
Д: Пойдем!
(дети идут змейкой за воспитателем)
В-ль: По тропинке по лесной
Все за мамой, за Козой,
Мы идем, идем, идем -
Ищем место строить дом!
В-ль: Посмотрите-ка, ребятки, к какому дереву мы пришли? (ОД)
Это осина. Давайте скажем: дерево осина (повторяют). Дерево всегда высо-окое – вот такое! Посмотрите, оно как я. У него есть ствол. Потрогайте его руками: он твердый. Попробуйте обхватить пальчиками: он толстый! Еще есть ветки – вот они. А на ветках много-много листьев. Обратите внимания, какие листья у осины: они круглой формы с одним заостренным концом. Запомните их – такие листья только у осины.
А внизу, под деревом, есть корни. Только мы их не видим, они под землей.
(дети рассматривают и аккуратно трогают ствол, ветки, листья).
В-ль: Ребятушки мои, козлятушки, вам нравится осина? (ОД) Вы хотите здесь построить избушку? (ОД) Тогда давайте спросим у осины разрешения. Назовем ее ласково: осинка. Скажем «Осинка, осинка, можно под тобой избушку построить?»
(дети повторяют)
В-ль: Тихо-тихо, я послушаю, что отвечает осинка. (Прислушивается)
Ребята, осинка мне сказала «Нет, Коза, мои листочки день и ночь шелестят, они твоим козляткам спать не дадут». Придется нам дальше идти, искать место.
(идут змейкой за воспитателем)
В-ль: А вот здесь посмотрите, что растет? ( ОД: Дерево) Нет, ребятушки мои, козлятушки, это не дерево, а кустарник. Он называется шиповник. Давайте скажем: кустарник шиповник. (повторяют). Он низкий: посмотрите, он, как вы. У него нет ствола, а сразу от земли идут много веток – стволики. А листьев у кустарника так же много, как и у дерева. Скажите, у кустарника есть ствол? ( ОД: Нет) А что у него есть: (ОД) А внизу, так же, как и у дерева у него есть корни. Мы их видим? ( ОД: Нет) А почему? ( ОД: Они под землей)
Обратите внимания, какие интересные листья у шиповника: как будто на одной веточке много маленьких листочков. А на ветках у него есть колючки, они очень острые. Хотите потрогать? (ОД). Ребятушки мои, козлятушки, вам нравится этот кустарник? Вы хотите здесь построить избушку ( ОД:Да)
Давайте спросим разрешения. Повторяйте за мной: «Шиповник, шиповник, можно под тобой избушку построить? (дети повторяют)
В-ль: (прислушивается) Ребятки, шиповник мне сказал: «Нет, Коза, мои колючки твоим козляткам всю шерстку повыдерут! Ступайте, ищите другое место!»
Ну, что ж, пойдем дальше? ( ОД: Да)
(идут змейкой за воспитателем)
В-ль: Ребята, мы снова куда-то пришли. Что это?
Д:Береза!
В-ль: Точно. Посмотрите, внимательно, подумайте и скажите, береза – это дерево или кустарник? Почему (ОД) Правильно, это дерево. Оно высокое, у него есть ствол. Обратите внимание, какой ствол у березы? (ОД) Правильно, ствол у березы необычный - белый с черными полосками. А листочки маленькие, зелененькие. Береза очень красивое дерево. Вы хотите здесь избушку построить? ( ОД: Да)
Давайте спросим разрешения. Мы назовем ее ласково: березка. Повторяйте за мной: Березка, березка, можно под тобой избушку построить? (повторяют)
В-ль: Послушаю-ка, что ответит березка (прислушивается). Ребятушки мои, козлятушки, березка сказала: «Я твоих козляток своими листочками от дождика спрячу, веточками от ветра укрою. Строй подо мною избушку.» Вы рады?
Д:Да!
В-ль: Тогда начинаем строить:
Пальчиковая гимнастика.
Строим, строим, строим дом, (Руки домиком над головой)
Чтоб окошко было в нем, (Пальцы обеих рук в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла, (Одну руку вверх, растопыриваем пальцы)
Чтоб забор вокруг стоял, (руки в замок, большой круг)
Пес ворота охранял. (Четыре пальца одной руки соединяем с пятым)
В-ль: Ну вот и построили (ставит скамейку). Очень устали! Присаживайтесь, отдохнем и послушаем стихи, и поиграем.
1-й ребенок: Какое высокое дерево
С толстым и крепким стволом,
И ветки - направо, налево,
И листьев полным полно.
2-й ребенок: А это низкий кустарник
Не ствол, а много ветвей.
И листиков тоже много,
Под землей не видно корней.
(Д/и «Дерево или кустарник». Цель: Закреплять умение различать дерево и кустарник, называть основные части – ствол, ветки, листья, корни)
В-ль: Поиграли, отдохнули и вышли козлятки погулять!
(П/и «Раз, два, три – к дереву беги!» Цель: Закрепить знание названий деревьев и кустарников, о которых говорилось на данном занятии).
В-ль: Молодцы ребятушки мои, козлятушки. И по лесу погуляли.
И поиграли, и побегали. А еще говорили про деревья и кустарники. Шапочки снимаются, в ребяток превращаемся! Скажите, что вы запомнили? (ОД)
В-ль: Все верно, дерево высокое и у него есть один ствол, а кустарник низкий и у него нет ствола, а много веток. И у дерева и у кустарника есть листья и корни. Вы, наверное, теперь сможете нарисовать очень красивые деревья и кустарники, правда? Наше занятие заканчивается и вы можете подойти к столу и дорисовать картинки, которые здесь есть. (дети подходят к столу, где на альбомных листах нарисованы стволы и ветки кустарников, садятся и рисуют)