Ольга Храмова
Занятие «Как звери к зиме готовились?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют шубки. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней Развивать наблюдательность, внимательность, логику мышления.
Наглядный материал: Мишка, Ёжик (перчаточная). Картины поздней осени. Аудиозапись гомона птиц. Разрезные карточки с изображением пенька. Шишки, грибы, орехи, овощи, фрукты и др. (муляжи)
Публикация «Занятие „Как звери к зиме готовились?“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия.
Сидит грустный Мишка. Интересуемся, почему он такой грустный.
- Беспокоюсь о своём друге Ёжике. Он ушел в лес, а на улице стало так холодно. Боюсь, что ежик отморозит себе лапки…
Ребята, а вы хотели бы, помочь Мишке узнать, что же случилось у Ежика?
Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
- Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка, слышны звуки леса, птичьи голоса.
- Вот мы и оказались в лесу.
(Выставлена картина с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Мишка обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)
-Ежика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?
Предлагаю детям рассмотреть картину осеннего леса.
Дидактическая игра «Опиши картину».
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину
-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)
-Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)
-Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов и шубка очень теплая)
-Кто делает запасы на зиму? (белочка)
-Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)
Мишка сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает вопрос детям:
- Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?
Послушайте интересную историю про белочку:
- Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Опытническая работа.
Цель: определить, на какой ветке больше шишек.
Материалы: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)
- Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)
- Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)
- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле) Только в дупле?
-Сушит грибы на веточках, там и оставляет на зиму.
Да, кладовок у запасливой белочки много, и ей хватает, и другим жителям зимнего леса
Физкультминутка: «Поможем белочке собрать запасы на зиму» (из различного материала выбрать только грибы, шишки орехи)
-Мишка,а зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)
-Ребята, что такое берлога? (это домик для медведя)
- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)
- Скажите, что делают звери в лесу поздней осенью? (Звери готовятся к зиме) Кто шубку меняет на теплую, кто спит А как насекомые зимуют?
-(забираются под листочки на земле, под кору деревьев)
- Ребята, а где же лиса, волк и Ёжик. (Ответы детей)
- Где может быть Мишкин друг? Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.
Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Ёжика на картине.
Ё жик приветствует Мишку и ребят:
- Мишка, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Я уже засыпаю…
- Ребята, а зачем ежику спать? (потому что стало холодно и все его питание уснуло, грибов, яблок нет) Да, лягушки, змеи, уснули, а они уснули, потому что и у них питания нет зимой
- А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?
- Что вам больше всего запомнилось?
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся (дети садятся)
Обобщаю и уточняю знания детей: - Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается корой деревьев: липы, яблоньки. Ветками кормятся лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Мишка благодарит вас, ребята, за то, что вы отыскали его друга Ёжика. Он теперь спокоен за него и будет ждать его на следующий год, весной.
А вам понравилось путешествие по лесу? (Да)