Елена Бардина
Конспект НОД для подготовительной группы «Как звери к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАНИЕ
ТЕМА «КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ».
Цель: Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе.
Дать детям представления о способах подготовки диких животных к зиме.
Расширить знания об образе их жизни, о способах питания зимой. Учить анализировать, отгадывать описательные загадки о диких животных. Вызвать интерес к жизни животных; развивать воображение, любознательность, память, мышление детей.
Ход:
Организационная часть. Ситуативный разговор о времени года.
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Как звери к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень)
-Какие изменения происходят в природе осенью? (солнце светит мало, становится холодно, дни короче, идут дожди)
-А какие изменения происходят в живой природе? (у деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме)
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме : и деревья, и звери, и птицы.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями – дикими животными. Загадывает загадку:
У кого берлоги нет,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (Заяц)
Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц : как он спасается от врагов. Есть ли у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:
К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Хитрая плутовка – рыжая воровка
В лесу первая краса,
Догадались, кто? (Лиса)
Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей).
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос чтобы не замерз, и спит.
Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Следующая загадка:
Зверь мохнатый любит мёд. Если что-то не поймёт, Может дико зареветь, Потому что он… (медведь)
Воспитатель: «Расскажите, как подготавливается к зиме медведь».
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи. А еще медведь сосет лапу знаете почему?
Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе?
«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты». И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:
- Я ем жучков. Угадай, кто я…
- Ну, тогда ты дятел- жукоед.
- А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.
- Тогда ты грызун
- Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.
- Наверно, ты – куница
- Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды
- Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.
И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.
Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»
У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.
Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)
Снежинки в небе кружаться, на землю красиво ложаться (кружаться, приседают)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают)
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.)
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают)
Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)
Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями)
В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места).
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашим новым другом.
«Дружбу водит он с лисой,
Для других ужасно злой.
Всё зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.»
Дети: Волк.
Волк – отличный охотник, он чует добычу на большом расстоянии.
Дети, а вы знаете, чем не прочь полакомиться волк? (Ответы детей)
Правильно, волк- хищник и его рацион составляют зайцы, мелкие животные, парнокопытные, грызуны.
Живут волки семьями или как их называют стаями. Волк очень предан своей семье.
К тому же волки- санитары леса. Они охотятся на слабых и больных животных, тем самым помогая лесным жителям.
Ребята а вы знаете как называется жилище волка (Ответы детей)
-Правильно, логово. Причем свое логово волки устраивают в укрытых, хорошо защищенных местах.
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, звери спрячутся- нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет да запоры плохи – несдобровать овце.
Воспитатель: Идем дальше по нашему осеннему лесу, и вдруг видим другого зверька!
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.
ежата появляются на свет без иголок, но уже через несколько часов у них появляются белые, пока еще мягкие иголки. Мама ежиха кормит своих ежат молоком. Даже только что появившийся на свет ежонок может уже сворачиваться клубком. Задние лапки ежа длиннее передних, каждая конечность с 5 пальчиками. длинные средние пальцы помогают ежу чистить иголки. Как у большинства ночных животных, зрение ежей слабое, зато прекрасно развиты слух и обоняние. У ежа можно насчитать до 44 зубов. которые, как у людей могут выпасть к старости.
Быстрыми этих животных назвать сложно.
Несмотря на то, что ежик – сухопутное животное, большинство видов отлично плавают и даже летают.
Физминутка:
«У оленя дом большой».
Воспитатель: А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
-Кто это? Лось
-Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь
-Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и
подкармливают этих красивых
животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий человек, который следит за cохранностью леса.
Лоси – отличные пловцы, прекрасно плавают и любят подолгу находиться в воде. Водоем для них не преграда, поэтому, если вам удалось разгневать лося, нет никакого смысла искать в воде спасения.
Примерно с декабря по май лоси ходят без рогов, сбрасывая их на зиму. А у самок рогов и вовсе нет.
Предложить детям обыграть ранее поставленную сценку.
Л. Почему, ты еж колючий?
Д: Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы, да медведи
Л. Почему же у лисы
Хвост пушистый, для красы?
Д: Хвост мой длинный и пушистый,
Он не только для красы.
Что бы ни было беды,
Заметает он следы!
Л: Белка, белка почему, ты
Быстро спряталась в дупло?
Д: Потому что там мой домик
Там и сухо и тепло!
Л: Почему, ты заяц белый?
Я понять тебя смогу?
Д: Потому что в шубке белой
Я не виден на снегу!
Л: Почему зимой холодной
Бродишь злой, ты и голодный?
Д: Потому что я волк!
Серый волк зубами щелк!
Л: Мишка, мишка, косолапый!
Почему сосешь, ты лапу?
Д: Я люблю зимою спать,
Лапу бурую, сосать!
И меня вы не будите!
От берлоги уходите!
Л: Молодцы! Вы очень выразительно отвечали на вопросы.
«А теперь вокруг себя вы обернитесь и в
ребят опять вы превратитесь!»
(Дети снимают маски шапочки и садятся на свои места)
Просмотр фильма «Как звери к зиме готовятся».
Рефлексия.