Надежда Порошенко
Занятие по социальному миру «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Хлеб – всему голова.
Задачи: расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом выращивается хлеб и появляется на столе; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые вырастили хлеб.
Публикация «Занятие по социальному миру „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте дети! Сегодня мы будем говорить с вами вот о чё м: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый».
Дети: Хлеб.
Воспитатель : Да, верно. Мы с вами поговорим о нём. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.
Воспитатель: Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их.
Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, печенье, сухари, ватрушки и т. д.
Воспитатель: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова : «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб. будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как: «Хлебушко», «Хлебец». Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.
Воспитатель: А как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам просмотреть презентацию «Хлеб – всему голова», которая поможет вам ответить на этот вопрос.
Ответы детей: даже если нет никакой пищи кроме хлеба, то голодным не останешься; хлеб исконная еда россиян.
Воспитатель: Теперь мы знаем, ребята, не только о том, как хлеб появился у нас на столе, но и люди каких профессий выращивают хлеб, какие машины помогают нам в этом. Давайте вспомним еще раз. Какие профессии вы узнали?
Дети: Агроном, хлебороб, тракторист, пекарь, шофер.
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. А какие сельскохозяйственные машины вам теперь знакомы?
Дети: Трактор, комбайн, сеялка, грузовик.
Воспитатель: Замечательно. Со всеми вопросами вы справились. Давайте теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем и отдохнём. Послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка».
Включается грустная музыка.
Воспитатель: «Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» - спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я – пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли».
Воспитатель: Что хотел автор С. Михалков рассказать нам о хлебе?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, хлеб надо беречь, он – наше богатство, бережно к нему относиться, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько сможешь съесть, не крошить хлеб за столом. Хлеб выращивать очень трудно. И долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный, в нем наше здоровье и сила.
1. Дети читают наизусть стихи.
Хлеб наш берегите! (Настя)
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
2. С огурцами ли, с картошкой, (Настя)
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил
Тратит тот, кто хлеб растил.
Хлеб растят с любовью-
Ешьте на здоровье.
3. Вот он – хлебушко душистый (Карина)
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем залитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
4. Зёрна наших дней, светитесь (Женя)
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
5. В каждом зёрнышке пшеницы (Даша)
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
6. Слава миру на земле! (Миша)
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас,
В добрый день, счастливый час!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный
трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом.
Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот
почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее
богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным
блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что
если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей
Воспитатель: Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны.
Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название
продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из
муки, стойте тихо.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
Ии плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
6Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из
муки испекли.
Занятие заканчивается чаепитием.