Оксана Михалева
Педагогические условия обучения детей 5–6 лет рисованию образов природы под влиянием наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия обучения детей 5-6 лет рисованию образов природы под влиянием наблюдений
На этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство - метод наблюдения.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизируюшую познавательную деятельность детей, обогашение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям "выплеснуть" свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п.
В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.
В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема "Одуванчики на лугу" или "Весенний цветущий луг". Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую. Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство c временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с растительным миром. И предложение изобразить картины природы, всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин, “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познани.
Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках. Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений.
Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы. Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью.
В детском саду ребенка знакомят с достаточно широким кругом природных явлений. Это расценивается как источник «питания» творчества.
На прогулках ребенок встречается с огромным миром природы, с которым его необходимо познакомить. В детском саду ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы. Задача воспитателя не только уточнять и закреплять данные, полученные детьми в ходе организованного наблюдения, но и в процессе собственных наблюдений.
Дети всегда живо передают разные состояния природы, времена года. Е. А. Флерина сформулировала следующее определение: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства».
Качество детского восприятия в процессе наблюдения значительно возрастает в том случае, когда взрослый умело, руководит процессом наблюдения ребенка.
Руководство детским восприятием, несомненно, полезно и в быту, и в любой практической деятельности ребенка. Роль этого руководства особенно возрастает в наиболее организованных формах наблюдения, связанных с учебными занятиями. Чтобы умело руководить наблюдением, надо знать: как управлять детским вниманием при наблюдении, рассматривании предметов, картинок; как обеспечить активное восприятие, работу мысли, чувства; как добиться живого действенного усвоения программного материала, обеспечивая не формальное, а полноценное, осмысленное усвоение знаний - относительную глубину доступного ребенку понимания, эмоциональный интерес к воспринимаемому материалу, хорошую запечатлеваемость в памяти.
Е. А. Флерина определила часто допускаемые ошибки в руководстве детским наблюдением:
• недостаточное умение педагога вызвать и направить детское внимание к воспринимаемому предмету или явлению;
• педагог не всегда верно учитывает и связывает предшествующий опыт детей с новым воспринимаемым материалом, не содействует важному процессу установления ассоциативных связей новых знаний с имеющимся у детей опытом;
• не всегда педагог стремится вызвать активную мысль и чувства детей, излишне объясняет подробности, погашая тем детскую активность;
• педагог в процессе наблюдения может отвлекать детей от предмета наблюдения, стремясь сообщить детям возможно большее количество знаний;
• довольно часто педагог игнорирует закономерный путь детского наблюдения от нерасчлененного к дифференцированному восприятию и затем к первичным обобщениям. Педагог начинает с конца, тем самым восприятие оказывается нечетким, малосодержательным, неэмоциональным;
• стремясь на занятиях в процессе наблюдения дать детям знания, педагог нередко забывает о воспитательной стороне воспринимаемого;
• довольно часто восприятие детей оказывается обыденным в умственном и эмоциональном отношениях, вследствие того, что воспитатель в ходе наблюдения с детьми окружающего довольствуется формальной постановкой вопросов: «Что это? Кто это?» и т. д. На краткие вопросы он получает аналогичные ответы и этим ограничивается.
По мнению Е. А. Флериной, стремясь избежать вышеуказанных ошибок, воспитателю необходимо найти такие приемы организации и руководства наблюдениями детей, которые могли бы обеспечить активность и целенаправленность детского внимания, помочь в упражнении и расширении ассоциативных связей между имеющимся у детей опытом и новыми знаниями. При ознакомлении детей с предметами и явлениями необходимо ставить задачу - активизировать мыслительный процесс, возбуждать чувства детей, их отношение к воспринимаемому.
Каковы же средства и приемы руководства детскими наблюдениями в процессе обучения?
Прежде всего, необходимо указать на значение отношения самого воспитателя, его непосредственный интерес к тому, сто он предлагает детям наблюдать. Это отношение близко к чувству актера, который в сотый раз живет своей ролью, однако свежо и непосредственно воспринимает и живо реагирует на все происходящее в процессе ее исполнения. Наблюдая что-то совместно с детьми, воспитатель как бы впервые это видит, слышит, ощущает, переживает.
Так понимают свои задачи многие педагоги. А. А. Новикова, работая над методикой руководства детским наблюдением, легко и просто осуществляла намеченные ею в соответствии с программными требованиями задачи, прежде всего потому, что своим живым интересом к воспринимаемому и к детям она легко направляет их внимание по намеченному пути.
В процессе восприятия педагог естественно и просто вместе с детьми смотрит, наблюдает, переживает; он производит нужные действия, выделяет и показывает то, что считает нужным, что наметил по плану; вместе с детьми он выражает интерес, радуется, называет предметы, вводит новые слова и определения.
Заинтересованность самого воспитателя объектом наблюдения чрезвычайно помогает мобилизовать детское внимание, направить его в нужную сторону, что повышает детскую активность, интерес к наблюдаемому. Заинтересованный педагог - лучший пример для детей любого возраста.
В руководстве наблюдением детей дошкольного возраста считается чрезвычайно существенным включение в процесс восприятие различных видов чувствительности, в особенности осязания.
Глубоко прав К. Д. Ушинский, говоря: «Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов… В таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».
Одним из самых важных вопросов методики руководства наблюдением является нахождение правильного взаимодействия между непосредственным восприятием окружающего и словом. Слово всегда является неизменным спутником наглядных методов обучения.
Изучение вопроса группой исследователей (М. М. Кониной, В. Б. Косминской, Д. В. Менджерицкой) о порядке и распределении детского внимания при наблюдении позволило сделать следующие выводы:
• важной опорой для определения порядка детского внимания в процессе восприятия является задача учить детей видеть в первую очередь главное, существенное;
• при руководстве детским восприятием следует помнить о том, что раскраска предметов, картинок исключительно притягивает внимание ребенка и как правило, он в первую очередь фиксирует свое внимание на цвете.
Наблюдая те или иные предметы, явления, дети попутно должны узнавать названия, особенности предметов, должны понимать общий смысл наблюдаемого.
В условиях природного окружения могут быть осуществлены максимальная активность и непринужденность, богатство процесса чувственного восприятия: дети могут вольно двигаться, рассматривать, трогать, щупать, слушать и различать звуки, запахи т. д. Наблюдения в природе позволяют использовать разнообразные приемы активного восприятия, связывать его с трудом в природе, играми.
При отборе наблюдаемых объектов природы исходят из реальной возможности отражения их в рисунках. Например, в исследовании Т. Г. Казаковой были выдвинуты задачи развития пространственно- двигательного, цвето-светового и линейно-графического образов. В первом случае вызывались ассоциации с такими явлениями, как капающие сосульки, падающий снег. Конечно, наблюдения следует вести не перед самим рисованием. Они накапливаются в опыте восприятия ребенка.
Для наблюдения выделяются отдельные качества - цвет, форма. В импровизациях детей становится возможным обратить их внимание на выразительность художественных средств. Тем самым, ребенок начинает понимать, что различные явления природы можно выразить, лишь меняя сочетание красок. Такая способность воплощения жизненных впечатлений имеет существенное значение для развития детского творчества.
Наблюдения детей могут способствовать развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они увидели, что некоторые явления природы могут быть изменены или преобразованы. Воспринимая это, дети способны уже выискивать желаемые изменения. В процессе своих наблюдений дети не только «созерцают» окружающие образы природы, но и старательно ищут способы их преобразования
Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения, во-вторых, образная речь взрослого, его умения использовать стихотворные тексты, загадки, поговорки и т. д.
С. Н. Теплюк пишет: «Чтобы продлить интерес к рассматриванию того или иного природного явления, педагог должен привлекать детей к активному высказыванию и действиям с помощью постановки вопросов. Главное - не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения».
Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линией разной интенсивности, осуществляемой различным нажатием на карандаш или использованием кистей.
Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету ”, предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят. Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины. Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения изобразительной деятельности на занятии рисованием нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.
После проведенного анализа исследований мы можем назвать педагогические условия, способствующие формированию выразительных образов природы в рисунках дошкольников:
• систематичность наблюдений и их целенаправленность;
• развитие активности восприятия;
• привлечение детей к активному высказыванию и действиям в процессе наблюдения посредством постановки вопросов и своей образной речи, умения использовать стихотворные тексты, загадки, поговорки;
• заинтересованность самого воспитателя объектом наблюдения
• не отвлекать детей от предмета наблюдения, стремясь сообщить детям возможно большее количество знаний;