Лариса Туренко
Занятие по социально-нравственному воспитанию в средней группе «Чему нас сказка научила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе
тема: «Чему нас сказка научила»
Воспитатель Туренко Лариса Федоровна
Публикация «Занятие по социально-нравственному воспитанию в средней группе „Чему нас сказка научила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель. Формирование эмоционального отношения к социальным нормам.
Задачи.
1. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками. («Социально-коммуникативное развитие»).
2. Закрепить в памяти детей знакомые сказки. («Речевое развитие»).
3. Развивать интонационную выразительность речи. («Речевое развитие»).
4. Формировать умение выполнять чётко движения в соответствии с текстом, способствовать расслаблению мышц и эмоциональному спокойствию. («Физическое развитие»).
5. Развивать чувство эмпатии. («Социально-коммуникативное развитие»).
6. Закрепить умение решать проблемные ситуации. («Познавательное развитие»).
7. Формировать такие нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь, умение прощать, понимание, что вместе легче справиться с бедой или сложным делом и что зло наказуемо. («Социально-коммуникативное развитие»).
8. Развивать связную речь. («Речевое развитие»).
9. Развивать логическое и образное мышление, память, фантазию. («Познавательное развитие»).
10. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев, давать моральную оценку происходящему. («Социально-коммуникативное развитие»).
Ожидаемые результаты:
-умеет действовать согласованно с другими участниками;
-ребёнок знаком с произведениями детской литературы (сказки);
-развита интонационная выразительность речи;
-сформировано умение выполнять чётко движения в соответствии с текстом;
-развито чувство эмпатии;
-умеет решать проблемные ситуации;
-сформированы такие нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь, умение прощать, понимание, что вместе легче справиться с бедой или сложным делом и что зло наказуемо;
-у ребенка развита связная речь, логическое и образное мышление, память, фантазия;
-ребенок понимает и оценивает характер и поступки героев, дает моральную оценку происходящему.
Методы и приемы:
-практические: драматизация отрывка сказки «Красная шапочка», хороводная игра «У Меланьи, у старушки», изготовление платочка.
-наглядные: рассматривание предметов, слайдов, наблюдение за действиями педагога и детей в процессе занятия.
-словесные: беседа, вопросы к детям, стихи, загадки, исполнение песни из м/ф «Бременские музыканты».
Материал и оборудование. Мультимедийная установка, слайды к сказке «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Лиса-лапотница», «Зимовье», «Бременские музыканты». Музыкальный центр, аудиозапись музыки «Там, на неведомых дорожках…» музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки», песня из м/ф «Бременские музыканты». Книжки со сказками «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лиса-лапотница», «Гуси-лебеди», иллюстрации к сказкам, костюм Красной шапочки, волка. Деревья, на одном дереве яблочки, елки, на одной елке – цветочки. Печка. Лисичка-персонаж кукольного театра, лапоть. Стол, квадратный лист бумаги, кружки двух цветов (по количеству детей, клей, салфетки. Книга сказок - подарок для детей.
Предварительная работа. Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по их содержанию. Анализ поступков персонажей сказок и высказывание своего отношения к ним. Игры-драматизации по знакомым сказкам. Подготовить детей для драматизации отрывка из сказки «Красная шапочка». Настольно-печатные, дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «Расскажи сказку». Хороводные игры: «Теремок», «Петушок», «Заинька», «Шла коза по лесу», «У Меланьи, у старушки».
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, встают врассыпную, здороваются с гостями (родителями и педагогами) их встречает воспитатель, одетый в русский национальный костюм.
Воспитатель. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие, меня зовут сказочница Василиса. Я пришла к вам в гости. Давайте, сядем рядком да поговорим ладком. (Дети и воспитатель садятся на стульчики).
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была ворона. И вздумала ворона лететь в тридевятое царство, тридесятое государство. Летела она, летела,
Летела, летела…
И села.
Села, посидела, посидела
И снова полетела.
Летела она, летела,
Летела, летела…
Это присказка, а сказки? – Сказки дальше пойдут.
Воспитатель. Я очень люблю рассказывать сказки. А вы, ребята, любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, много сказок вы знаете, а вот я сейчас проверю, как вы знаете сказки. Скажите, кто живет в сказке, а в сказке? (По сказкам, которые называли дети, но которых нет в занятии).
Ответы детей.
Воспитатель. Я хочу вам предложить отправиться в увлекательное путешествие в волшебный мир сказок. Хотите попасть в сказку?
Ответы детей.
Воспитатель. Встанем в круг. (Звучит музыка «Там, на неведомых дорожках…» музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»).
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Идут по кругу).
Оказавшись в сказке вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Говорим слова: «Раз, два, три! В сказку нас перенеси!
Воспитатель. Ребята, смотрите, мы с вами очутились в волшебном лесу, какое здесь все необычное! Интересно, в какую сказку мы с вами попали! Где ты, сказка, отзовись, нам, ребятам, покажись.
Подходят к елке.
Воспитатель. Что это за дерево? Какое необычное? (На елке висят цветочки). Воспитатель срывает цветочек…
- Чтобы узнать в какую мы с вами попали сказку надо отгадать загадку.
(Воспитатель загадывает загадку).
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответы детей.
Воспитатель. Да, это сказка «Красная шапочка». Что произошло в сказке? Почему волк съел и бабушку, и Красную шапочку. Откуда волк узнал, где живет бабушка. А можно что-нибудь сделать, чтобы волк не смог их съесть?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, смотрите костюм Красной шапочки и волка, наверно сказка хочет, чтобы мы поиграли. (Воспитатель надевает костюмы на заранее подготовленных детей).
Воспитатель. Давайте присядем. (Дети садятся на стульчики).
Разыгрывается сценка встречи Красной шапочки и серого волка в лесу. (Заранее подготовленные дети).
Воспитатель. Идет Красная шапочка по лесу, а навстречу ей серый волк.
Волк. Здравствуй Красная шапочка, куда ты идешь?
Воспитатель. И наша Красная шапочка отвечает…
Красная шапочка. Здравствуйте серый волк, извините, но я не могу с вами разговаривать. До свидания.
Воспитатель. Как вы думаете, что произошло дальше в нашей сказке?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, наша Красная шапочка благополучно дошла до домика своей бабушки, а волк так и не узнал, где живет бабушка.
Теперь Красная шапочка знает, как надо правильно разговаривать с незнакомым волком.
А мы с вами отправляемся в следующую сказку. Встанем в круг. (Звучит музыка «Там, на неведомых дорожках…» музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»).
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Идут по кругу). Подходят к яблоньке, печке и речке.
Воспитатель. Мы с вами оказались в следующей сказке. Ну что же, слушайте загадку.
У Машеньки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Ответы детей.
На слайде изображение: под деревом сидит маленький мальчик. На небе летят гуси-лебеди.
Воспитатель. Правильно, мы с вами оказались в сказке «Гуси-лебеди». Смотрите, мальчик совсем один. Почему так случилось, что маленький ребенок остался без присмотра?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, из-за того, что Машенька не послушалась родителей и убежала с подружками играть, ее брата унесли гуси-лебеди. Давайте вспомним, а кто в сказке помогал Машеньке? Почему они ей помогали?
Ответы детей.
Воспитатель. Машенька - трудолюбивая девочка. Когда делаешь добро другим, оно к тебе возвращается. Давайте, приглядим за Ванюшкой, пока Машенька не вернется. Поиграем в игру «У Меланьи, у старушки».
Игра «У Меланьи, у старушки»
Выбирается бабушка Меланья, ей на голову повязывают платок. Дети становятся вокруг нее, берутся за руки.
Дети идут по кругу и поют. Остановившись и повернувшись к Меланье, говорят:
У Меланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке,
Семь сыновей, семь дочерей.
Ничего они не ели,
Все на бабушку глядели.
Меланья:
Все по лавочкам сидят,
Разом делают вот так!
Показывает любое движение руками, головой, корпусом, дети повторяют.
Игра повторяется 2 раза.
На слайде изображение всей семьи.
Воспитатель. Ну вот, вся семья в сборе. Не нужен и клад, коли в семье лад. Ребята, что мы пожелаем Машеньке?
Ответы детей.
Воспитатель. Что же, дальше в путь. Встанем в круг. (Звучит музыка «Там, на неведомых дорожках…» музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»).
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Идут по кругу).
Воспитатель. Слышите, кто-то плачет. (Воспитатель надевает на руку куклу-лису).
Лисичка, кто тебя обидел? (Обращается к кукле.) Молчит. Как, вы, думаете из какой сказки наша лиса?
Ответы детей.
Воспитатель. Что это? (Обращает внимание детей на лежащий под деревом лапоть.)
Ответы детей (лапоток).
Воспитатель. Это лиса из сказки …
Ответы детей («Лиса-лапотница»). Скажите, почему лиса грустная, кто ее обидел?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, лисичка сама всех обманывала, за это и поплатилась.
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а мне жалко лисичку. А вам?
Ответы детей.
Воспитатель. Какая лиса в сказках?
Ответы детей.
Воспитатель. Лисичка в сказках хитрая, умная, а еще красавица. И наша лиса тоже очень красивая. Давайте подарим ей платочек. (Дети подходят к столам, приклеивают круги на квадрат).
Воспитатель. Смотри, лисичка, какой красивый платочек. Ребята, лисичка говорит, вам, спасибо, Наша лисичка больше никого обманывать не будет.
Воспитатель. Скажем лисе до свидания, а нам пора в следующую сказку. Встанем в круг. (Звучит музыка «Там, на неведомых дорожках…» музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»).
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Идут по кругу).
Подходят к домику.
Воспитатель. Что это за дом, кто в нем живет?
В этом домике лесном, дружно жили звери.
И голодных, семь волков победить сумели.
Ответы детей.
Воспитатель. Мы с вами оказались в сказке «Зимовье». Давайте вспомним, что произошло в сказке. Правильно, звери построили себе зимовье, но пришли волки и напали на зимовье. Скажите, ведь волков было много, и они были сильные, голодные. Почему же они не смогли захватить зимовье?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно звери были дружные, и они дружно защищали свой дом. Скажите, в каких еще сказках дружба помогла героям преодолеть трудности?
Ответы детей. («Теремок», «Репка», «Бременские музыканты» и т. д.)
Воспитатель. Давайте друзьям из сказки «Зимовье» споем песню.
Дети исполняют песню из м/ф «Бременские музыканты».
Воспитатель. Встанем в круг.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
Воспитатель. Мы с вами вернулись в наш любимый детский сад. Добрый конец всему делу венец! Вам понравилось наше путешествие по сказкам? Давайте вспомним, в каких сказках мы с вами побывали. Что мы делали?
Ответы детей.
Воспитатель. А в какие другие сказки вам хотелось бы попасть?
Ответы детей. (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает им названия сказок).
Воспитатель. В следующий раз мы с вами обязательно побываем в этих сказках. Вам, в группу я хочу подарить книгу сказок о животных В. В. Бианки, будете ее читать и меня вспоминать. Тут и сказочки конец…
Дети. А кто слушал молодец!
Воспитатель. До свидания.
Дети идут в группу.
Список литературы
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. – Мозаика-синтез, 2010.
Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» №5 / 2005, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комаровой. М. : Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997. – 208 с.
Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.