МААМ-картинки

Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду в старшей группе (5–6 лет)

Виноградова Виктория
Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду в старшей группе (5–6 лет)

Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду. Старшая группа

Цель: формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные

— формировать представления о значении природы в жизни человека;

Расширять и уточнять представления детей о природе.

Развивающие

Публикация «Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду в старшей группе (5–6 лет)» размещена в разделах

— развивать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними

Воспитательные — воспитывать у детей бережное отношение к животным

Воспитатель.

Ребята к нам за помощью обратились другие ребята из садика, и они просят нас помочь создать настольно печатные игры по теме «природа в жизни русских людей»

Они уже сделали несколько игр «нижегородские ягоды» «съедобные и несъедобные грибы». Но они считают что этих игр не достаточно, потому что природа помогла не только питаться, но и одеваться и быть здоровым. Другие ребята не просто так к нам обратились, они знают что у вас есть много картинок и альбомов по этой теме

Как мы можем помочь им?

Дети . Рассказать им о значении природы в жизни русских людей, об играх, которые есть в нашей группе, можно выслать альбом с картинками.

Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о значении природы в жизни русских людей. Ваши рассказы я запишу, и мы их отправим ребятам. В древние времена предки русских — славяне — селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. «У леса жить — голодным не быть» — гласит пословица. Почему так говорят?

Дети. В лесу много грибов, ягод, которыми можно питаться.

Воспитатель Правильно, ребята, в лесу — зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.

Воспитатель. Ребята, какие игры есть в нашей группе, которые рассказывают о том, как природа помогает людям питаться?

Дети. «Съедобное — несъедобное», «Нижегородские ягоды», «С какой ветки детки», лото «Овощи и фрукты».

Воспитатель. Русский народ сложил много пословиц, поговорок о дарах леса. Вспомните их.

Дети. Лес видит, а поле слышит. Лес и вода — родные брат и сестра. Лес не без шакала. Лес сечь — не жалеть плеч.

Воспитатель.

Русским людям приходилось много трудиться, чтобы добыть еду, в этой пословице осуждается лень. Наши предки были трудолюбивыми людьми.

Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим. Ведь больниц и аптек тогда не было. Постепенно люди узнали, что многие растения являются лечебными. Лес рядом, а в нем, как говорили русские люди, «на всякую болезнь зелье вырастает». Знаете ли вы, от каких недугов помогают клюква, липа, малина, подорожник?

Дети. Липа и малина помогают бороться с простудой, подорожник заживляет раны, клюква снимает жар.

Игра «Найди лекарственные растения»

Воспитатель предлагает выбрать из нарисованных на листе бумаги растений те, которые помогают людям избавиться от болезней (клюква, малина, цветы липы, подорожник, черника, ромашка) и отметить их.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, как природа одевала людей, предлагаю поиграть в игры.

Игра «Как рубашка в поле выросла» (лента времени)

Две подгруппы детей работают одновременно. Первая подгруппа раскладывает по порядку картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).

Игра-лото «Кому что нужно для труда?»

Вторая подгруппа подбирает к большой карте с изображением женщины, которая вяжет теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с изображением орудий труда, необходимых для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания каждая подгруппа рассказывает о последовательности труда русских людей по изготовлению одежды изо льна и шерсти.

Воспитатель. Вот как много приходилось трудиться русским людям, чтобы изготовить одежду из шерсти животных и ткани изо льна! Вспомните пословицы и поговорки об их труде.

Дети. «Терпение и труд все перетрут!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье — будет и уменье!».

Воспитатель. Природа не только одевала, но и обувала русских людей. Послушайте загадку о самой распространенной обуви русского народа: «Два котика, четыре хвостика» (лапти). Из чего же плели лапти? Отгадайте загадку.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают —

Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста. И отгадайте загадку

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали.

Дети. Кора березы. Лапти

Воспитатель. Такие лапти считались праздничными. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее.

Русская народная игра «Лапти»

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Воспитатель. Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой и воспевали ее красоту в песнях, сказках, былинах. В каких сказках сказочные персонажи разговаривают на человеческом языке и помогают людям?

Дети. «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк».

Воспитатель. С особой любовью относились наши предки к березе. Почему?

Дети. Они верили, что береза приносит здоровье и добро.

Воспитатель. Верно, они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Какие вы знаете стихи о березе?

Дети

В новом платьице

Белом в полоску

Побегу по тропинке

К берёзке.

Ей в листочки шепну,

Как на ушко:

— С добрым утром,

Берёзка-подружка!

По предложению воспитателя дети заводят хоровод «Во поле береза стояла».

Воспитатель. С нежностью обращались русские люди к рябинушке кудрявой. Почему почиталась рябина?

Дети. Люди верили, что рябина излечивает от болезней.

Воспитатель. Какие еще деревья почитались русскими людьми?

Дети. Верба, дуб.

Воспитатель. Почему почитался дуб?

Дети. Дуб был самым большим деревом.

Воспитатель. Верно, дуб — символ мощи, силы, твердости. А почему почиталась верба?

Дети. Потому что она раньше всех цвела весной.

Воспитатель. Правильно, ребята, верба — первое цветущее дерево. С давних времен существует поверье, что расцветающее Дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Давайте поиграем в игру «Верба-вербочка», в которую любили играть наши предки.

Русская народная игра «Верба-вербочка»

Дети образуют два круга. В один встает мальчик, в другой — девочка. Дети водят хоровод, напевая.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками воротца. Дети проходят в них, продолжая припевать.

Канарейка — (имя девочки).

Соловейка — (имя мальчика).

Люди спросят: «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

Воспитатель. Ребята, записи ваших рассказов и описание игр, альбом «Природа в жизни русских людей» я отправлю ребятам из садика, которые обратились к нам за помощью. Думаю, что ваши интересные рассказы помогут им в изготовлении игр для детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Скоро Рождество!» в старшей группе Цель: познакомить с традициями и историей русского быта, Рождества и гостеприимства. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «О дружбе и друзьях» Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «О дружбе и друзьях». Цель: обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: — уточнять представления о совершенствовании человеком.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «На день рождения к другу»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «На день рождения к другу» Конспект НОД в старшей группе по социально - коммуникативному развитию "На день рождение к другу". Цели: - прививать детям навыки культурного.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево» Конспект НОД социально коммуникативное развитие патриотическое воспитание для детей старшей группы Тема: Мой любимый и родной город Ртищево.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мой дом — моя крепость» в старшей группеКонспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мой дом — моя крепость» в старшей группе Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мой дом – моя крепость» в старшей группе. Подготовила воспитатель высшей категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду в старшей группе (5–6 лет)
Опубликовано: 25 июня 2024 в 13:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду в старшей группе (5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Виноградова Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД