Валерия Попова
Конспект занятия по сказкотерапии «Сказка о Зайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по сказкотерапии
Занятия с детьми
Автор: Попова Валерия Олеговна
Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке»
Публикация «Конспект занятия по сказкотерапии „Сказка о Зайке“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Занятие для детей II младшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель занятия : закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.
Задачи:
• прививать желание заботиться о своём здоровье,
• учить находить решение поставленной проблемы,
• развивать речевую активность,
• воспитывать доброжелательность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)
• Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка, водичка»)
• Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)
• Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра - песенка)
• Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социализация (игра «Где же наши ручки?»);
• коммуникация (рассказ потешки);
• здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)
• познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)
• музыка (игра-песенка - пантомимические этюды)
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (зайчик заболел, почему). Это достигается через рассказывание авторской сказки (сочиненной самой, в которой детям на примере непослушного зайчика раскрывается важность мытья рук. Прослушивание сказки детьми, послужило поводом для обсуждения поведения зайчика, выявление, что «хорошо – плохо». Актуальность проблемы привязана к главному герою – зайчику, сказка подсказывает, что не мыть руки – плохо. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыши с легкостью смогут соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности дети увидели выход из сложившихся ситуаций. Чтобы повысить внимание и заинтересовать детей, сформировать у них позитивное поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана сказка от имени зубной щетки. Кто же теперь откажется от встречи с королевой – зубной щеткой, да еще в придачу с вкусной зубной пастой? Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о своем здоровье и о самом себе, естественно.
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в канву занятия вплести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Поэтому после прослушивания первой сказки использовалась арт-терапевтическая игра «Где же наши ручки», она же послужила физминуткой. Данная техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования, и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством для привития навыков личной гигиены, желания заботиться о своем здоровье. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: игрушка зайчик, кукольная коляска; игрушечный таз, мыло и полотенце, зубная щетка в красивом оформлении (королева, в красивой коробочке; запись музыки «Где же наши ручки»; лупа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!
II. Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку : Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки ( дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке :
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? (дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.
Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье) :
- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.
III .Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его