Аникина Юлия Борисовна
Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать +Заказ
Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы
«Путешествие по сказкам"
Составитель:
Аникина Юлия Борисовна, воспитатель,
ГБДОУ детский сад №102
Невского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Обучающие задачи:
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
• Учить придумывать сказку.
• Учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью карты.
Публикация «Занятие по речевому развитию с воспитанниками старшей группы „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Развивающие задачи :
• Развивать коммуникативные навыки ( умение вести диалог: слушать и слышать говорящего, отвечать на вопросы, не перебивать, говорить по одному).
• Развивать интерес к художественной литературе.
• Упражнять в использовании речи-доказательства.
• Развивать внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи :
• Поощрять проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
Оборудование:
• Новая книга.
• Кукла Баба-Яга.
• Сундук.
• Записка от Бабы-Яги.
• Толстая веревка.
• Декорации леса.
• Ключи – 5 шт.
• Карта.
• Дерево с листочками-загадками.
• Мяч.
• Парные картинки на каждого ребенка, простые карандаши.
• Игра по сказкам «Что сначала, что потом».
• Мешочек с любыми предметами (например, еж, куколка, снежинка, самолет, лиса, медведь).
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: элементы проблемного обучения, элементы моделирования, элементы театрализации, игровые, здоровьесберегающие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся.
А вы любите сказки? Хотите почитать новую сказку? Я вот сюда книгу положила, а теперь ее нет…
Дети ищут книгу, воспитатель обращает внимание на сундук. Он закрыт, торчит угол листа. Дети вытаскивают записку, воспитатель читает.
«Дорогие детишки, девчонки и мальчишки, я спрятала вашу книгу в сундук. Закрыла сундук на 5 ключей. Чтобы открыть сундук, надо найти все 5 ключей. Чтобы получить каждый ключ, надо выполнить задание. Желаю успеха, ха – ха! Ваша Баба-Яга».
Ребята, что случилось, я так и не поняла?
Что же делать?
Где надо искать ключи? Баба-Яга какой персонаж? Значит, куда нам надо отправиться?
Тогда возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
(Закрывают глаза и кружатся)
Вот мы с вами и в сказочной стране.
А как нам дорогу найти, карты нет, знаков нет. Что делать?
Во многих сказках есть волшебный предмет, который помогает дорогу найти. Вспомните, что за предмет. Да, точно это волшебный клубок. Посмотрите, тут где-нибудь есть клубок?
Дети находят длинную толстую веревку.
Игра «Назови сказку».
Ой, а клубок-то размотан. Но я знаю один волшебный способ. Надо наматывать клубок и называть сказку.
Дети наматывают клубок и называют сказки.
Почему у нас получился такой большой клубок?
Нам, клубочек, помоги и к ключам нас приведи.
Воспитатель прокатывает клубок к «лесу».
Посмотрите, впереди лес, чтобы до него дойти – нужно пройти высокую траву, узкую тропу и широкую реку. Я говорю предложение, вы слушаете и затем повторяете.
Ва-ва-ва – высокая трава (высоко поднимают ноги).
Па-па-па – узкая тропа (идут семенящим или приставным шагом).
Ке-ке-ке – мы пришли к реке.
Кой-кой-кой – любуемся рекой.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Це-це-це – улыбка на лице.
А что же делать дальше? Может здесь есть подсказка?
Дети находят карту. Определяют свой маршрут. После каждого выполненного задания получают 1 ключ.
Чтобы ключ забрать, загадки надо отгадать. Дослушайте загадку до конца, затем говорите отгадку, надо объяснить, почему вы так думаете.
Воспитатель срывает листочек с дерева, читает загадку, дети отгадывают и объясняют.
А дорога далека,
А корзина не легка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок (Маша и медведь)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (Колобок)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку бабушка ей подарила.
Девочка имя свое позабыла,
Новое имя ей подарила… (Красная Шапочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой (Буратино)
Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко (Петух и лиса)
Эта девочка боится солнца и тепла,
Была из снега сделана она (Снегурочка)
Стрелу в болоте поймала и ждет,
Когда же Иван за нею придет
(Царевна-лягушка)
Игра «Дополни имя»
Игра «Дополни имя сказочного героя».
Баба-Яга перепутала все имена в сказках. Нам надо сказочным персонажам вернуть их имена. Я буду называть первую часть имени и кидать вам мяч, а вы будете кидать мяч мне обратно и называть вторую часть имени.
Елена - Прекрасная
Василиса - Премудрая
Баба - Яга
Братец - Иванушка
Змей - Горыныч
Карабас - Барабас
Иванушка – дурачок
Царевна - Лягушка
Кощей - Бессмертный
Иван – Царевич
Крошечка – Хаврошечка
Мальчик – с пальчик
Лягушка – квакушка
Поиск парных картинок Баба-Яга спрятала сказку. Чтобы ее найти, нужно зачеркнуть парные картинки и назвать сказку по картинке, оставшейся без пары.
Что такое парные картинки?
Дети выполняют задание.
Игра «Что сначала, что потом»
Посмотрите здесь Баба-Яга перепутала 4 сказки. Нужно для каждой сказки отобрать ее картинки, разложить их последовательно от начала до конца, а затем рассказать всем эту сказку. Чтобы выполнить это задание, разделитесь на пары.
Дети делятся на пары.
Каждая пара выберет сказку, которую будет собирать.
Воспитатель предлагает детям на выбор 4 картинки от разных сказок, дети рассматривают, называют сказки и выбирают.
Теперь среди всех картинок отберите только те, которые относятся к выбранной вами сказке, разложите их последовательно, договоритесь между собой, кто начнет рассказывать сказку, а кто закончит.
Дети выполняют задание.
Кто готов рассказать сказку?
Дети рассказывают сказки. Воспитатель в процессе может задавать уточняющие вопросы: с чего начинается сказка? какой был теремок? каким голосом пропищала мышка? и т. д.
Придумывание сказки
Посмотрите, что здесь есть. Как вы думаете, какое задание надо выполнить?
Что можно делать с этими предметами?
А сказку с ними придумать можно? Давайте попробуем! Выберите каждый себе один предмет, я тоже возьму. Я начну, а вы будете продолжать: «В одном сказочном лесу жил-был Ежик…»
В процессе придумывания сказки воспитатель может задавать наводящие вопросы: где жил Ежик? что он любил делать? куда он отправился одним зимним утром? кого встретил по дороге? что случилось дальше? чем все закончилось?
Дети по мере развития сюжета включают свои предметы в содержание придумываемой сказки.
Рефлексия Сколько у нас ключей? А сколько ключей надо было найти?
Что делаем дальше?
Возьмё мся за руки и закроем глаза:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы в кругу опять.
Крепко за руки держитесь,
Снова в группе окажитесь.
Вот мы и вернулись в группу.
Ребята, вам понравилось путешествие?
В каких сказках мы побывали?
Что понравилось больше всего?
Какое задание было самым трудным?
Самым легким? Самым интересным?
Что нам помогло выполнить все задания?
Давайте попробуем открыть сундук.
Дети открывают сундук, достают книгу и Бабу-Ягу, договариваются, когда будут читать книгу.