ольга семахина
Конспект подгруппового занятия по речевому развитию «Поиграем в синквейн» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия
Для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Поиграем в синквейн»
Составила:Семахина Ольга Владимировна (воспитательМКДОУ
«Краснонивинский детский сад «Нивушка»
Тема: «Поиграем в синквейн»
Возрастная группа : старший дошкольный возраст.
Тип занятия : подгрупповое.
Публикация «Конспект подгруппового занятия по речевому развитию „Поиграем в синквейн“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Задачи:
Коррекционные:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- закрепление понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.
Образовательные:
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;
- ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие :
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие». «Физическое развитие».
Оборудование: игрушки на руку «попугай Кеша», «язычок», магнитная доска, игрушка пирамидка, плоскостная нарисованная пирамидка, игрушка юла, маркер, картинки с изображением бегемота, лягушки, слона, змеи, лошадки, расчёски, мяча, часов.
I. Организационный момент.
Воспитатель встречает детей и просит поделиться впечатлениями о прошедших выходных:
- Чем занимались на выходных?
Дети:играли дома (ответы)
- Где были на выходных?
Дети: ответы детей
-Ребята. А я вам предлагаю отправиться вместе с нашим язычком в зоопарк.
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в выходные, в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Змея Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую
Основная часть.
Воспитатель: Хорошие выходные получились у нашего язычка, он многому научился. Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!
(Воспитатель пишет цифры в столбик на доске)
Воспитатель: А теперь считайте строки вместе со мной: первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова:
Условные обозначения:
1. Слово-предмет (Кто? Что) - Воспитатель проводит прямую линию.
2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Воспитатель проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «Какой?»
3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса «Что делает?»
4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)
5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.
- По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн!
Друг
Веселый, добрый
Играет, дружит, радует
Хорошо иметь много друзей.
Дружба.
Увидев одобрение детей воспитатель предлагает:
- Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!
(Звучит весёлая музыка, Воспитатель одевает на руку театрального попугая, который держит в руках пирамидку)
Воспитатель: (обращает внимание детей на игрушку) Ребята, мы чудесно попутешествовали по зоопарку с нашим язычком и с нами хочет подружится весёлый попугай Кеша. Будем с ним дружить?
Дети : Да
Воспитатль: Ребята, попугай Кеша принес нам в подарок игрушку. Что это за игрушка?
Ответы детей : Пирамидка.
Воспитатель: Кеша предлагает поиграть нам с пирамидкой.
Игра «Собери пирамидку» (составление синквейна)
(Воспитатель крепит на доску плоскостную нарисованную пирамидку, предлагает составить синквейн со словом «Пирамидка»)
Ответы детей : (один из вариантов)
Пирамидка
Яркая, разноцветная, красивая.
Радует, развлекает.
Пирамидка моя любимая игрушка.
Радость.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с синквейном. Кеша подарил нам прекрасный подарок. А теперь предлагает нам немного поиграть с ней.
Физминутка
«Попугай Кеша» Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Кешей?
Дети :Да
Воспитатель: Кеша нам подарил замечательную игрушку, но у него не осталось больше никаких игрушек. Давайте и мы подарим Кеше подарок?
Дети : Да
Логопед: А чтобы угадать что мы подарим Кеше, вам нужно разгадать синквейн-загадку :
*?
Яркая, разноцветная, быстрая.
Кружится, вертится.
Крутится если её завести.
Волчок. (Юла)
Воспитатель: Молодцы ребята, это юла. Кеша благодарит вас за чудесный подарок, но ему уже пора возвращаться в зоопарк. Давайте на прощание подарим Кеше наш стих-синквейн про него?
Дети :
Попугай Кеша
Весёлый, любознательный, красочный.
Летает, резвится.
Учится всех передразнивать.
Птица.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Вы еще не умеете читать, как же сделать так, чтобы вы сами могли рассказать свой синквейн? (выучить его)
- Давайте выразительно расскажем наш стих-синквейн Кеше?
(Воспитатель тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)
Воспитатель: молодцы ребята, Кеше пора отправляться в зоопарк, Давайте ему пожелаем всего хорошего и до новых встреч!
Релаксация
Ребята, на нашей доске появились наши смайлики, сейчас каждый подойдёт и закрепит свой магнитик на том смайлике, который соответствует его настроению.