Ольга Трифонова
Занятие по развитию звуковой культуры речи «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Звуковая культура речи».
Тема. «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню».
Цель: знакомство со звуком и буквой Э. Произношение звука [Э] в слогах, словах, предложениях.
Оборудование: звуковые домики; презентация "Звук и буква Э"; тетради; ручки.
Ход занятия.
1. Введение в тему и сообщение цели занятия. Звуковой анализ.
Публикация «Занятие по развитию звуковой культуры речи „Звук и буква Э, Экскурсия в Олимпийскую деревню“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Конспекты занятий, НОД на олимпийскую тему
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Здрав – ствуй – те! (Движения на каждый слог). Сегодня какой – то звук из Звукового города пригласил нас на экскурсию. Что такое экскурсия? (Это познавательный поход). Если вы скажете, какой первый звук в слове «экскурсия», то узнаете, с каким звуком мы отправимся в Олимпийскую деревню. (Звук [Э])
2. Характеристика звука [Э].
В каком домике живёт звук [Э]? (В красном, это звук гласный).
3. Звуковой синтез. Развитие чувства темпа и ритма: произнесение [Э] и слогов под музыку «Польки».
Звук [Э] любит петь песенки с друзьями из синего и зелёного домиков. Сейчас первым на скамейку сел звук [Э], к нему присоединился звук [Х]. Какое слово получилось? (ЭХ). Потом звук [Х] ушёл, а на его место сел мягкий звук [j] и получилось слово … (ЭЙ). А теперь звуки поменяются местами : [Х], [Э] - ХЭ; [j], [Э] - ЙЭ. Давайте споём звук [Э] и слоги.
4. Словотворчество.
Прежде, чем отправиться в Олимпийскую деревню, давайте выучим «кричалки» для спортсменов, которые сочинил звук [Э].
Эн – эн - эн, соревнуется спортс. мен.
Эны – эны – эны – награждаются спортс. мены.
Эль – эль – эль – из всех лучший победи. тель;
Эли – эли – эли – чествуются победит. тели.
Эй - эй - эй - получайте приз ско. рей!
5. Произношение [Э] в словах.
А теперь звук [Э] хочет повезти нас на [э]кскурсию в Олимпийскую деревню, которая расположена в городе Сочи. Что такое дере[э]вня? (Это маленький населённый пункт). А если деревня Олимпийская, то в ней живут … (спортсме[э]ны). Чтобы доехать до деревни, нужно сесть на транспорт, в названии которого есть звук [Э] ([П] [О] [Й] [Э] [С] [Т]). Но мы сядем не на обычный поезд, а на [э]лектрический, его ещё называют электричкой. Что такое электричка? (Наземный транспорт, движущийся с помощью электричества). Все вагоны в электричке везёт [э]лектровоз.
6. Упражнение на координацию речи и движения.
Чтобы быстро попасть в деревню, нужно сказать волшебные слова.
Едем, едем, долго едем, очень длинен этот путь.
Скоро в Сочи мы приедем, там и сможем отдохнуть (дробный ритмичный шаг с круговыми движениями рук).
7. Звуковой анализ. Произношение [Э] в предложениях. Падежное управление.
Вот и Олимпийская деревня. Звук [Э] познакомит нас только с теми Олимпийскими объектами, в названиях которых есть звук [Э]. Для этого вам нужно отгадать загадки.
Кто живёт в Олимпийской деревне? (В Олимпийской д[э]р[э]вне живут спортсм[э]ны).
Где живут спортсмены? (Спортсм[э]ны живут в котт[э]джах).
Коттеджи высокие. Чего много в коттеджах? (В котт[э]джах много [э]тажей).
Чем занимаются спортсмены? (Спортсм[э]ны занимаются сор[э]внованиями).
Кто соревнуется на санях? (На санях сор[э]внуются босл[э]исты, ск[э]л[э]тонисты).
Кто соревнуется на коньках? (Конькоб[э]жцы, хокк[э]исты).
Как называются танцы на коньках? (Фигурно[jэ] катание[jэ]).
Где соревнуются спортсмены в беге на лыжах и коньках? (В б[э]ге на лыжах и коньках спортсм[э]ны сор[э]внуются на б[э]говой дорожке - тр[э]к[э]).
По какому прибору транслируются телепередачи с Олимпийскими играми? (Т[э]л[э]пер[э]дачи транслируются по т[э]л[э]визору).
Определите местонахождение звука [Э] в словах - отгадках.
8. Звуковой синтез. Усвоение несклоняемых существительных. Подбор определений.
Экскурсия по Олимпийской деревне закончилась. Лучшим спортсменам будут вручены [М’], [Э], [Д], [А], [Л’], [Ы]. А нас на прощание звук [Э] угощает мороженым, название которого начинается на [Э] - ([Э], [С], [К’], [Ы], [М], [О]). Мы съели по одному…эскимо. Слово «эскимо» не изменяется. Какое эскимо? (Cладкое, холодное, шоколадное, вкусное).
9. Знакомство с буквой Э. Написание буквы Э, слова ЭХ в тетрадях.
На прощание звук [Э] дарит нам букву Э.
Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
Покажите букву Э пальцами рук.
10. Домашнее задание. Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.
1. Обвести и написать букву Э. Придумать слова с [Э], посчитать количество слогов, составить с данными словами предложения.
2. Раскрасить предметы, в названиях которых есть звук [Э].