Ломако Елена Викторовна
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Дымковская игрушка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, созданном на основе традиций, передающихся от поколения к поколению.
2. Учить выделять элементы дымковской росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора глиняной игрушки;
3. Автоматизировать навыки полного и последовательного зрительного обследования;
4. Расширять представления о сенсорных эталонах (узнавание, называние, оперирование).
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Совершенствовать зрительные функции (прослеживания, концентрации);
6. Развивать зрительную память.
7. Развивать мелкую маторику рук;
8. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
Приветствие.
Дефектолог: Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где встретимся с народными игрушками, украшающими наши группы в детском саду, квартиры, в которых мы живем. И поможет нам в этом наша зрительная гимнастика.
«Зрительная гимнастика» (Зрительно-двигательный лабиринт с иллюстрациями предметов народного творчества: матрешка, филимоновская, каргапольская игрушки, гжельский кувшин, дымковская кукла).
Дефектолог: Следим глазами за указкой, которая движется по зеленой дорожке. (Иллюстрация матрешки) Как называется эта игрушка? Матрешка – это одна из самых любимых игрушек. Почему?
Дети: Матрешка разнимается на две части и в ней оказывается до десяти кукол.
Дефектолог: Известны семеновские и загорские матрешки. Продолжаем следить за указкой. (Иллюстрация филимоновкой лошадки и всадника) Филимоновские игрушки смешные, причудливые. Расписаны желтыми, красными, зелеными полосками, ветвистыми елочками, яркими ягодами, лучистыми звездочками. (Иллюстрация каргапольской игрушки.) Эта игрушка вылеплена из одного куска глины, налепных деталей немного. Украшались такие игрушки кругами, кольцами с изображением креста внутри, которые обозначают древний знак солнца. (Иллюстрация гжельского петушка) Какие особенности этой игрушки? Это игрушка делается из белой глины и художники расписывают ее голубовато-синим цветом. Делают эту игрушку в Гжели. (Иллюстрация дымковской игрушки) А эту игрушку ласково и нежно называют дымка.
Прислали нам дымковские мастера послание. Да послание с заданием: «Куклу – водоноску рассмотрите, да отличия найдите».
Дидактическая игра «Найди отличия».
Изображение кокошника куклы с солнцем и сромбом.
Кофта украшена горошинами – тычками и без украшения.
Кофта с пуговицами и без.
Юбка клетчатая и украшенная кругами.
Кукла с фартуком и без него.
Дефектолог: Молодцы, все отличия нашли. Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных фигурок людей, животных, птиц.
А теперь послушайте загадку от дымковских мастеров :
Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пройдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки. О чем эта загадка?
Дети: О глине.
Детям предлагается глина на подносе.
Дефектолог: Это природный материал, который используется дымковскими мастерами для изготовления игрушек. Посмотрите, потрогайте и расскажите, какими свойствами обладает глина?
Дети: Глина мягкая, пластичная, вязкая, податливая.
Дефектолог: Благодаря этим свойствам и умелым рукам мастеров, глина превращается то в уточку, то в петушка, то в конька. И тут-то наступает пора расписать их. Дымковские игрушки отличаются яркими, праздничными цветами. Назовите их.
Дети: Малиновый, красный, желтый…
Дефектолог: Чтобы выполнить следующее задание, надо уметь определять теплые и холодные оттенки.
Дидактическая игра «Закончи работу мастера элементами нужных оттенков».
Вопросы дефектолога: Какого цвета элементы ты добавил? Почему? И т. д.
Дефектолог: Яркие, веселые игрушки. Цвет словно соперничает с другими. И потому весело от такого хоровода красок!
Звучит русская народная музыка. Дети выполняют «Зрительную гимнастику, следя за платочком.
Дефектолог: Для создания узоров, мастера используют различные элементы. Назовите их.
Дети: кольцо, круг, точки – горошины, прямые и волнистые линии.
Дефектолог: Чтобы выполнить следующее задание, надо не заблудиться в лабиринте, найти узор, соответствующий игрушке.
Дидактическая игра «Лабиринт».
Дефектолог: Для выполнения следующего задания потребуется умение ваших рук. Будем украшать ткань для юбки дымковским барышням волнистыми линиями. Проведите по линиям справа на лево по очереди пальцем, затем указкой. Старайтесь, чтобы ваши движения были плавные, для этого не отрывайте руки. Фломастером обведите волнистые линии, прослеживая движения глазами (справа налево).
Игровое упражнение «Укрась юбку волнистыми линиями».
Дефектолог: Дымковские мастера лепят не только отдельные фигурки людей и животных, но часто соединяют их в сюжеты.
Игрушки народных мастеров самое яркое украшение ярмарки. Что такое ярмарка?
Дети: Это веселый праздник, где можно повеселиться, купить понравившийся товар.
Дефектолог: Давайте сделаем панно и назовем его «Веселая ярмарка». Для этого надо подобрать к силуэту нужное изображение.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту».
Дефектолог: Забавные, смешные, озорные игрушки оказались на нашей ярмарке. Мальчик верхом на свинье, Емеля на санях, мужик с шарами, да баба с пирогами.
Задания мастеров выполнили верно, а современные мастера продолжают народную традицию и как прежде, дымка сияет всеми цветами радуги, принося радость детям и взрослым.