Марина Крутых
Занятие по развитию речи в старшей группе «Не тот богатырь, кто награду ждет, а тот богатырь, кто за народ идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с жанром устного народного творчества – былина, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи: сформировать представление о былинах и об их содержании. Вызвать интерес к языку былин, расширить словарный запас дошкольников, используя старинные слова, закрепить знания дошкольников о вооружении русских воинов, формировать художественно-речевые навыки, воспитывать уважение к Родине и ее защитникам.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Не тот богатырь, кто награду ждет, а тот богатырь, кто за народ идет“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Материалы: репродукции картин, изображающих былинных богатырей, иллюстрации к былинам и сказкам, рисунки, карточки с изображением современных предметов быта и вооружения и старинных видов оружия, карточки для графического изображения последовательности событий в былине.
Предварительная работа: рассматривание картин русских художников, изображавших русских богатырей, иллюстраций к сказкам, былинам, чтение сказок и былин о богатырях, былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», обсуждение видов оружия русских витязей и богатырей.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре вокруг мольберта.
Воспитатель: «Ребята, наше сегодняшнее занятие называется «Не тот богатырь, кто награду ждет, а тот богатырь, кто за народ идет». Что это за высказывание?
Ответы детей: «Это пословица»
Воспитатель: «А о ком эта пословица?»
Ответы детей: «О богатырях».
Воспитатель: «А кто же такие богатыри?»
Ответы детей: «Это защитники Родины, Они борются с врагами, нападающими на жителей города, на народ Богатыри наделены стойкостью, мужеством, отвагой».
Воспитатель: «А откуда же мы узнаем о богатырях?»
Ответы детей: «Из сказок, былин, пословиц и поговорок, мультфильмов, фильмов».
Воспитатель: «А что же такое былина?»
Ответы детей: «Это рассказ о том, что было очень давно».
Воспитатель: «Правильно. Былина – это древнее сказание о богатырях. Былина от слова быль. Это сказание о том, что было очень давно. В старину былины рассказывали гусляры, играя на гуслях, – древнем музыкальном инструменте. Раньше былины называли старинами, от слова старина, то есть это то, что было в старину. Из былин мы узнаем, как жили люди много веков назад. Исполнители былин назывались сказителями».
Беседа по содержанию былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Воспитатель: «Мы с вами познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей-Разбойник. А кто же главный герой былины? О каком богатыре мы узнаем из этой былины?»
Ответы детей: «Об Илье Муромце»
Воспитатель: «А почему его называют Муромцем?»
Ответы детей: «Потому что он родился в городе Муроме.
Воспитатель: «Правильно, ребята. А как называлось место, где Илья Муромец встретил Соловья-Разбойника?»
Ответы детей: «Встретил его Илья Муромец у речки Смородинки».
Воспитатель: «Молодцы. Как же Илья Муромец победил Соловья-Разбойника?»
Ответы детей: «Он выстрелил из лука и поразил его стрелой».
Воспитатель: «Молодцы, ребята, правильно. Куда отправился Илья Муромец после победы над Соловьем-Разбойником?»
Ответы детей: «В стольный Киев-град, к князю Владимиру».
Воспитатель: «А теперь давайте подойдем к столику с иллюстрациями русских былин, репродукциями русских художников на былинные темы, рисунками русских богатырей и рассмотрим, как же изображали богатырей художники и иллюстраторы книг. Какой на этих рисунках Илья Муромец?»
Ответы детей: «Он сильный, могучий, крепкий, мужественный, храбрый, несокрушимый».
Воспитатель: «Правильно, и сильный, и храбрый, и мужественный, крепкий. А как называются такие слова, похожие друг на друга?»
Ответы детей: «Это синонимы».
Воспитатель: «Правильно, вы молодцы».
Затем дети подходят к столу, на котором лежат карточки с изображением предметов быта и вооружения.
Воспитатель: «Но прежде чем сражаться с нечистой силой, богатырь должен правильно вооружиться. Что же должно быть у богатыря?»
Ответы детей: «Богатырский конь и оружие».
Воспитатель: «Правильно, оружие и конь. А вот какое оружие, мы с вами попробуем отгадать с помощью загадок. Отгадайте и покажите картинки с этими предметами».
Загадки:
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну что же это? (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Очень грозная она. Тяжела, но не быстра. Силу дарит… (Булава)
Древко длинное в руке, словно змей на поводке.
И стальное острие. Но не жало, а… (Копье)
Воспитатель: «Молодцы, вы все справились с заданием.
А теперь давайте немножко поиграем и покажем силу богатырскую».
Физминутка
Богатырь, он вот каков
Он силен, он здоров
(показываем силача)
Он из лука стрелял
(имитируем движение)
Метко палицу бросал)
(имитация движения)
На границе стоял
(расставляем ноги широко)
Зорко-зорко наблюдал
(смотрим вокруг из-под ладони)
Подрастем, и мы станем как богатыри
(Поднимаем руки вверх и тянемся).
Дети сидят на ковре вокруг мольберта.
Воспитатель: «Сказители былин старались передать их слово в слово, а для этого они заучивали их наизусть, поэтому былины дошли до нас через многие века почти без изменений, слово в слово. Поэтому в былинах много предметов исторических, достоверных, например, старинное вооружение, предметы быта и т. д., поэтому мы встречаем в них так много незнакомых слов. Какие же незнакомые слова встретились вам в былине?
Ответы детей: «Ратник, кольчуга, палица, щит, стремена, сказитель, палаты белокаменные, колчан, дорога прямоезжая, булава».
Воспитатель поясняет значение этих слов.
Ратник – воин в древности.
Кольчуга – воинские доспехи в виде рубашки из металлических колец.
Колчан – сумка для стрел.
Стрела – метательный снаряд в виде тонкого стержня с острым металлическим наконечником.
Дорога прямоезжая – прямая дорога, дорога, идущая напрямик.
Булава – старинное ударное оружие в виде дубинки с каменой или металлической округлой частью.
Меч – оружие с прямым клинком.
Палица – тяжелая дубинка с утолщенным металлическим наконечником.
Щит – защитное вооружение в виде округлой плоскости из дерева или металла, служит для защиты от ударов.
Копье – метательное оружие с металлическим наконечником.
Шлем – старинный воинский металлический головной убор для защиты от удара.
Лук – оружие для стрельбы стрелами.
Стремена – часть седла, помогающая всаднику сесть на коня.
Затем дети переходят к столу, на котором лежит изображение русского богатыря и фрагменты, которые нужно к нему добавить, чтобы сложить картинку.
Воспитатель: «О богатырях сложено немало пословиц. Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит. Не родом славен богатырь, а подвигом. Славна богатырями земля русская.
Давайте с вами попробуем собрать изображение русского богатыря и его снаряжения».
Дети складывают изображение богатыря.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием».
Воспитатель: «Прошло много веков, а мы до сих пор гордимся подвигами богатырей, витязей. Они честно защищали родную землю от набегов врагов, что приравнивалось к подвигу. С кем же сражался в былине Илья Муромец?»
Ответы детей: «С Соловьем-Разбойником».
Воспитатель: «А кем же был Соловей разбойник?»
Ответы детей: «Злодеем»,
Воспитатель: «А Илья Муромец?»
Ответ: «Героем»
Воспитатель: «Как называются такие пары слов герой-злодей?»
Ответы детей: «Это слова-антонимы, слова с противоположным значением».
Воспитатель: «Ребята, давайте назовем другие пары антонимов».
Воспитатель передает мяч детям, и они по очереди называют пары антонимов.
Высокий-низкий
Глубокий-поверхностный
Широкий-узкий
Яркий-тусклый
восход-закат
счастье-несчастье
грустный-веселый
ругать-хвалить
ходить-стоять
помогать-мешать
медленный-быстрый
громкий-тихий
Воспитатель: «Молодцы, как много пар антонимов вы знаете».
Затем дети садятся за столы перед магнитной доской с графическим изображением былины.
Воспитатель: «А теперь давайте вспомним былину «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и изобразим ее графически с помощью наших таблиц (пиктографических схем). У каждого из вас лежат карандаш и таблица из шести частей. Вспомним, с чего начинается былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», с поездки Ильи к князю Владимиру. В первом квадрате рисуем изображение коня и всадника».
Последовательно рисуем в каждом из шести квадратов сцену былины. Изображаем графически сюжет былины, действие с начала до конца, для этого выбираем основные (главные) слова, несущие смысловую нагрузку, и изображаем их с помощью знаков и рисунков. Затем оцениваем результат.
Воспитатель: «Положите свои рисунки перед собой и восстановите по ним сюжет былины».
Рефлексия:
Воспитатель: «Ребята, о ком мы с вами говорили сегодня?»
Ответы: «О богатырях».
Воспитатель: «Откуда мы узнали о богатырях?
Ответ: «Из былин и сказок».
Воспитатель: «Что нового вы узнали сегодня?»
Ответы детей: «Мы узнали новые, незнакомые слова. Что такое былины. Кто их рассказывал. Каким было оружие богатырей».
Воспитатель: «Все ли вам понравилось? Было ли вам интересно. Хотели бы вы познакомиться с другими былинами и сказками о богатырях?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Я вам желаю быть такими же смелыми, честными, добрыми и сильными, как русские богатыри!»