Абросимова Людмила
«Мой родной край — Южный Урал». Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае.
Задачи: обогащать знания детей о родном крае (об уральских лесах, об уральских горах, озёрах и реках, о городах Урала); познакомить детей с природой родного края, его богатствами - полезными ископаемыми; развивать у детей интерес к изучению родного края, любознательность; формировать у детей навыки связного речевого высказывания; развивать у детей память и внимание; воспитывать у детей чувство гордости за природу родного края, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
Чтение сказов П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. - рассматривание иллюстраций с изображением природы и городов Южного Урала.
Организационный момент:
На доске карта России, карта Челябинской области. Изображения природы Урала. Картинки или фото городов Челябинской области расположены по всей группе.
Ход занятия:
Восп. - Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину. Среди просторов нашей страны есть чудесный край, который называется. Урал.
Урал - это часть России, он находится почти в самом центре. (показываю Урал на карте, затем вызываю 2-3 детей, они показывают Урал на карте). Урал - это наш край, где мы живём, наша малая Родина. Значит, нас можно назвать.
Дети: Уральцы.
Восп. : Велики просторы нашей Уральской земли. Наш огромный каменный пояс, горный хребет протянулся на тысячи километров. “Каменный пояс”, “Урал - батюшка” - называл народ Уральские горы. (показываю Уральские горы на карте)
Восп. : Ребята, наш край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Разнообразен уральский пейзаж: то мягкие пологие склоны, то высокие скалистые горы. (показываю фотографии)
В горах люди добывают природные богатства, в горах люди отдыхают от городского шума и любуются красотами нашей земли.
Озёра с чистой родниковой водой, бурные каменистые речушки. Урал называют краем голубых озёр. (показываю фотографии озёр и рек Урала)
А ещё, ребята, города нашей земли славятся заводами, шахтами, карьерами, приисками. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым Уральским городам.
И чтобы получше рассмотреть наш край, мы полетим на маленьком самолете. (дети имитируют полет самолета и «летят» по группе)
Восп. : -Внимание! Приземляемся! Перед нами город Магнитогорск. (дети подходят к картинке города)
Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат. Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка. Металлургический завод так же выпускает из аллюминия трубы, проволоку, диски для автомобилей и многое другое. (показываю фото Магнитогорска и продукцию завода) Что еще можно сделать из железа? (ответы детей)
Восп. : -Летим дальше! Следующий город -Златоуст.
Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали. Сейчас золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративное панно на металлических пластинах. (показываю фото Златоуста и картинки с изображением гравюры)
Восп. : А теперь, ребята, немного отдохнём и полетим дальше.
Физминутка “Уральский край”
Раз, два, три, четыре, пять,
Я хочу вам рассказать. (Дети маршируют на месте.)
Как богат Уральский край, (Руки в стороны)
Ты о нём не забывай, (Руки к сердцу)
Наши реки широки, (Руки в стороны)
А озёра глубоки, (Наклон, руки вниз до пола)
Горы наши высоки, (Руки вверх, встать на носочки)
Есть пещеры у реки, (Присесть, встать)
И леса, и поля, (Руки в стороны)
Это Родина моя! (Руки к сердцу)
Восп. : - Наше путешествие продолжается! Перелетаем горы и озера и приземляемся в городе Касли.
Касли на весь мир знаменит. Начался город с завода, на котором чугун и железо делали. Работают на заводе удивительные мастера, которые научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты: и огромный памятник, и красивую игрушку, и узорчатую ограду, и целый чугунный дворец. (показываю фотографии города, фотографии чугунных изделий) А особенной славы заслужили Каслинские мастера за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет назад.
Поэтому и стал гербом Каслей чёрный вздыбленный конь И на въезде в город нас встречает чёрный конь (фотографии чугунных коней). Фигурки, сделанные из чугуна, называются каслинским литьём. Горячий чугун заливают в форму, а когда он остывает, вынимают из формы готовое изделие.
Так что же изготавливают Каслинские мастера?
Дети: Скульптуры, памятники, игрушки.
Восп. :- Ну а теперь нам нужно возвращаться домой. В наш родной город Озёрск. Кто знает, почему город носит такое название? (ответы детей)
(Подходим к изображению города.)
Возникновение Озёрска тесно связано с реализацией Атомного проекта. В рамках его выполнения здесь, на Урале, в особых условиях создавалось первое в стране предприятие атомной промышленности В 1947 г. была закрыта зона вокруг строящегося объекта и поселка атомщиков – объект был отнесен к особорежимным предприятиям, а территория вокруг – к режимной зоне. Так в стране было положено начало возникновению закрытых городов.
.Город разместился на южном берегу озера Иртяш. По этому месту прежде проходила старая демидовская дорога, соединявшая Кыштым и Касли. Город со всех сторон окружён озёрами Иртяш, Кызыл-Таш, Малая и Большая Нанога, благодаря которым получил своё название. Озёрск имеет свои памятники истории и культуры. Это дворец культуры «Маяк», здания театра «Наш дом», памятники истории и культуры. Красивая набережная с ротондой, парки и много улиц, засаженных деревьями, что делает город очень уютным.
Восп. :- Какие еще красивые места вы знаете в нашем городе? (ответы детей)
Ну вот и подошло к концу наше путешествие по Уралу. Любите и берегите нашу малую Родину, наш родной край –Южный Урал.
УРАЛ! Это значит могущество!
Безмятежность и красота!
УРАЛ! Это наша гордость!
Это сердец теплота!
УРАЛ! Это просто сказка!
Это сила и высота!
УРАЛ! Это зелень лета,
Это снег и осенний лист…
УРАЛ! Это наша светоч!
УРАЛ! Это наша жизнь!
(Автор: Нестерова Анна Евгеньевна)