Айгуль Ханова
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Сейчас я вам его прочитаю (показывает конверт).
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево - мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, напишите мне, что происходит с моим деревом?»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает?
Воспитатель. Почему начали листья на дереве желтеть? А какое время года? Осенью что листья делают?
Предварительные ответы детей (Нет. Это пришла осень.).
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами составим рассказ об осени и отправить в письмом птичке - невеличке?
Предварительные ответы детей (да).
Воспитатель. Она их прочитает и больше не будет волноваться о своем дереве.
Воспитатель. Ребята, после какого времени года наступает осень? (после лета)
Воспитатель. Давайте вспомним осенние месяца?
Воспитатель. Какой месяц начинает осень? (сентябрь)
Воспитатель. Какой второй? (октябрь)
Воспитатель. Третий месяц осени? (ноябрь)
Воспитатель. Хочу предложить вам поиграть в игру, становитесь в круг, поиграем мы с мячом. В этой игре слова поссорились со словом «осень», а мы должны их подружить. Например, Осень, небо - осеннее небо.
Осень, лист - осенний лист
Осень, солнце - осеннее солнце
Осень, лес - осенний лес
Осень пальто - осеннее пальто
Осень, сапоги - осенние сапоги
Осень, ветер - осенний ветер
Осень, урожай - осенний урожай,
Осень, день - осенний день
Осень, погода - осенняя погода
Воспитатель. Осень красивое время года. Об осени поэты сочинили много стихов, художники написали много картин. А какое стихотворение мы с вами знаем про осень? Кто помнит?
Предварительные ответы детей.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(Марина. Ходякова)
Воспитатель. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Хотите это сделать? (да). У меня есть карточки - подсказки, которые помогут в составлении рассказа. (Садятся)
Воспитатель. Карточка№1 - желтого цвета.
Воспитатель. Какое время года мы обозначаем желтым цветом? Составьте предложение со словом «осень»
Предварительные ответы детей.
Воспитатель. Правильно, наступила осень.
Воспитатель. Карточка №2 - солнце.
Воспитатель. Составьте предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, Солнце светит мало.
Воспитатель. Карточка №3 - дождь.
Воспитатель. Что это обозначает? (ответы)
Воспитатель. Правильно, часто идут дожди.
Воспитатель. Карточка №4 - листья
Воспитатель. Что происходит осенью с листьями? (ответы детей)
Воспитатель. Листья на деревьях меняют цвет, падают с деревьев. Деревья стоят голые.
Воспитатель. Карточка №5- птицы.
Воспитатель. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? (ответы детей)
Воспитатель. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель. Карточка №7 - урожай.
Воспитатель. Что поспевает осенью в садах и огородах? (ответы).
Воспитатель. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты.
Воспитатель. Карточка №8 - одежда.
Воспитатель. Что обозначает эта карточка? (ответы)
Воспитатель. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой у нас с вами получился рассказ, давайте еще раз посмотрим и попробуем пересказать по картинке:
"Наступила осень. Солнце светит мало. часто идут дожди. Листья на деревьях меняют цвет, падают с деревьев. Деревья стоят голые. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны. Люди собирают урожай. В садах и огородах поспевают овощи и фрукты. Осенью погода становится прохладной, поэтому люди надевают теплую одежду. "
Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. Посмотрите, сколько листьев нападало вокруг (на полу разбросаны осенние листья). Предлагаю вам с ними поиграть.
ФИЗМИНУТКА "Листики дубовые, листики кленовые"
Воспитатель. Ребята, еще хочет выйти составить по картинке рассказ об осени.
Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.
Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
Воспитатель. Ребята, давайте соберём осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Игра «Приметы осени. Да или нет» (дайте правильный ответ)
Воспитатель. Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, если да то хлопаете, если нет то топайте.
Осенью растут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто - часто льют дожди? (да)
Достаём ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать Куртки, шапки одевать? (да)
Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете, что такое осень
ИТОГ.
Воспитатель. Ребята, вам сегодняшнее занятие понравилось?
От кого мы получили письмо?
Кто его нам прислал?
Как вы думаете, мы помогли птичке-невеличке?
Воспитатель. Ребята, вы тоже мне сегодня очень понравились, как вы красиво все рассказали, хорошо отвечали на вопросы. И я хочу вас тоже наградить вот такими медалями, за то что вы красиво составили рассказ.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Осенний день» Воспитатель. Утром на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)
Воспитатель. Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)
Воспитатель. Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)
Воспитатель. В обед с неба полил сильный дождь. Как можно сказать? (дождливая)
Воспитатель. Дождь прошел, вокруг была сырость. Как можно охарактеризовать? (сырая)
Воспитатель. К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)
Воспитатель. А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)
Воспитатель. Вот таким может быть осенний день.