елена елена
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Рассматривание репродукции картины К. С. Петрова-Водкина «Селедка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать навыки связной речи
Программное содержание: закрепить знания детей о жанре натюрморт; активизировать словарный запас детей, закреплять умение составлять развёрнутые предложения; развивать внимание, воображение, логическое мышление; формировать навыки составления описательного рассказа; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Рассматривание репродукции картины К, С, Петрова-Водкина „Селедка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Ход занятия
1. Организационный момент
- Давайте поиграем в игру «Если бы я была художником, то….» (ответы детей)
Молодцы, мне понравились ваши ответы.
-Художники пишут свои картины в разных жанрах. Какие вы знаете жанры живописи? Что на них изображено? А как называется художник, рисующий натюрморт? (натюрмортист, пейзаж (пейзажист, портрет (портретист, морской пейзаж (маринист).
2. Знакомство с картиной
-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с натюрмортом К. С. Петрова-Водкина «Селедка».
Родился художник в России под Саратовом 5 ноября 1878года. У него странная фамилия, которая сразу обращает на себя внимание. А дело в том, что дед Петрова-Водкина был сапожником и как все сапожники в том время был человеком сильно пьющим. И так сильно пил, что в городе его прозвали Водкиным. Отсюда и взялась двойная фамилия.
Город стоял на реке Волге и естественно мальчишки постоянно бегали купаться. Однажды Кузьма заплыл на середину Волги и стал тонуть. Хорошо, что с берега его заметил лодочник и вытащил. А через неделю этот лодочник утонул сам. Тогда Кузьма взял кусок дерева и нарисовал лодку, людей, а внизу надпись: «вечная тебе память». Так он стал художником. Понятно, что надо было учиться, и он поехал сначала и Петербург, потом в Москву. Учился в разных училищах у известных художников.
Свою собственную манеру писания Петров-Водкин нашел поздно. Ему вдруг пришло в голову, что можно писать тремя красками: красным, желтым и голубым. Так родилась знаменитая трехцветная гамма Петрова-Водкина, его фирменный знак.
Картина «Селедка» была написана в 1918 году. Это было голодное время для страны. На картине изображен дневной паёк петроградского рабочего. А сейчас более детально рассмотрим этот натюрморт.
3. Работа по картине
• Выделение объектов
- Как настоящим исследователям вам нравится все изучать и рассматривать. Ваша рука может быстро превратиться в подзорную трубу. А теперь попробуйте посмотреть в эту трубу и назвать все, что вы увидите на картине.
Игра «Расскажи, какая»
• Выявление связей между объектами
-Вы, как настоящие исследователи, уже умеете замечать на картине самые маленькие, незаметные вещи и называть их. Но ничего не существует само по себе. Всё с чем-то связано. Попробуйте соединить 2 каких-нибудь предмета, определить связь между ними, установить, почему они так важны друг для друга
(селедка и синяя бумага, хлеб и картошка, розовая скатерть и синяя бумага, две картошки).
Релаксация.
Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, которые покрыли землю: снежинки кружатся, летят и падают на землю, ветер подхватывает их опять, поднимает в воздух (2—3 раза).
А теперь представьте, что вы — деревья в лесу. Поднимите руки вверх, ветер дует, а деревья качаются из стороны в сторону.
А ещё мы будем зайками, которые запутывают следы на снегу. (Дети выполняют соответствующие движения.)
• Игра «Говорящие предметы»
-В этом натюрморте все предметы говорят не о себе, а о своем хозяине, как бы рассказывают о нем. Скажите, что мы узнали о человеке, которому принадлежит это паек? (он бедный, нет мебели, голодает)
А теперь давайте немного пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что оказались внутри нашего натюрморта. Кем бы вы были, что чувствовали, о чем думали? (ответы детей)
• Описание картины
- Представьте, что вы экскурсовод в музее и должны рассказать посетителям, гостям музея о картине. Чтобы вам было легче, давайте составим план рассказа.
С чего вы начнете свой рассказ? (имя художника и как называется картина и жанр). Потом идет композиционный центр картины, обратить внимание на детали. А заканчиваем: какие чувства вызывает.
Предложить детям задать вопросы к экскурсоводу.
4. Окончание занятия
-Ребята, мы сегодня познакомились с одним из лучших натюрмортов русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, это не единственная картина этого художника, он создал много великолепных натюрмортов и других картин, с которыми вы познакомитесь позже в школе, на выставках, в галерее.
В конце предлагаю вам побыть натюрмотистами и создать свой натюрморт, но мы не будем его рисовать, а соберем из готовых картинок.