Светлана Галкина
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1) формировать умение рассматривать сюжетную картину; 2) формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях; 3) воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам, 4) развивать связную речь.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассматривание картины В, М, Васнецова „Алёнушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Оборудование: репродукция Васнецова В. М. «Алёнушка».
Ход занятия:
Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.
- Что может быть тёмным? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор).
- Как об этом сказать по-другому?
- Как вы понимаете слово бедность? Как об этом можно сказать по-другому?
- Как вы понимаете слово печаль? Каким бывает печальный человек? (Грустным, огорчённым, опечаленным).
- Как об этом можно сказать по-другому? (Горюет, печалится, грустит).
Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.
- О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у неё лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?
- Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?
- Как вы думаете, кто сочувствует девочке?
- Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
- А что вы чувствуете, когда вы смотрите на картину? Чем она вам нравится?
- Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?
Далее следует рассказ воспитателя о картине :
«Сюжет картины В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни.
Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Алёнушка. В её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Тёмные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковистые красивые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжатые пальцы рук, обхватившие колени. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.
Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые берёзки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищая от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёный и красно-коричневый цвета.
Картина очень поэтична».
После занятия репродукция остаётся в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникают настроением картины.
Через неделю, на следующем занятии воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказывать о ней оценочное суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению сложноподчиненных предложений, а так же использованию в речи сравнений, эпитетов. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать свое отношение к Аленушке, к картине.
Дети могут рассказывать вдвоем : например один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу, и высказывает свое отношение, или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.