Шильникова Ольга Николаевна
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Осень в гости к вам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обобщить представление детей об осени как времени года, её признаках.
2. Закрепить представление детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
3. Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
4. Развивать связную речь, память, умение восстанавливать логическую взаимосвязь.
5. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Осень в гости к вам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: доска (мольберт, мяч, букет из 5 осенних листьев с заданиями, осенний пакет с вещами для осени, овощи и фрукты (муляжи, корзина, картинка «Осенний лес», иллюстрации грибов, листьев.
Словарная работа: листопад, непогода, ненастье, заморозки, урожай, слякоть, рябина.
Методические приё мы: художественное слово, показ иллюстраций, рассматривание, вопросы, игра, физминутка, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ожидаемый результат: усвоение представлений об осени и осенних явлениях.
В: Ребята, сегодня у меня очень хорошее настроение! А у вас. Давайте возьмёмся за руки и мимикой передадим друг другу радостное, хорошее настроение.
В: Сегодня у нас гости. Давайте скажем им «Доброе утро!» Нас ждёт сегодня необычное путешествие. Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать. А чтобы это узнать отгадайте загадку: Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья. (Осень). Правильно, а вы мне поможете превратиться в осень (показывает осенний пакет, в котором одежда, дети надевают на воспитателя шляпу из осенних листьев, накидку- шаль). Осень благодарит, делает загадочное движение (кружится…
Осень : А вот и я! Осень в гости к вам пришла! (звучит музыка П. И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»). Я пришла не с пустыми руками, а с букетом осенних листьев, на обратной стороне которых записаны задания. Листочки осенние на веточках висели, ветерок зашалил… закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание пройти испытания. Осень : И первое задание, игра «Скажи, какая». Я буду говорить, что бывает осенью, а вы- какая от этого становится осень : - часто идут дожди- значит осень - дождливая; - часто бывает пасмурно –пасмурная, хмурая; - много грибов – грибная; - все листья на деревьях жёлтые и красные – золотая; -большой урожай фруктов и овощей – урожайная; - только- только начали кое- где появляться жёлтые листочки – ранняя; - деревья стоят голые, часто идёт дождь со снегом – поздняя; - по утрам на земле и деревьях иней, а иногда снег – серебряная.
А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.
Я кидаю кому – то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите и отвечаете. Листья осенью (что делают) –желтеют, опадают и т. д. Дождь осенью – моросит, идёт… Урожай осенью – убирают … Птицы осенью- улетают. Деревья осенью – роняют листья … Звери осенью- готовятся к зиме, меняют шубки … За осенью идёт … А после зимы … После весны идёт … А за летом наступает … Какие осенние месяцы знаете … Назовите второй осенний месяц … Назовите третий осенний месяц … Назовите первый осенний месяц … Между сентябрём и ноябрём, какой осенний месяц …
И второе задание, дидактическая игра: «Четвёртый лишний» Осень : Будьте внимательны, слушайте и найдите лишнее слово. Объясните почему. Грибы, урожай, листопад, подснежник. Зонт, сапоги, шорты, куртка. Туман, слякоть, пурга, листопад. Жёлтый, красный, золотой, синий. Дождь, жара, лужи, ненастье. Сентябрь, ноябрь, октябрь, март. Ласточка, воробей, голубь, синица. Зима, весна, утро, осень. Среда, пятница, ночь, суббота. Клубника, огурец, морковь, тыква. Сыроежка, боровик, груздь, тюльпан.
Физминутка : «Дождик» К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу) Скачет дождик по дорожке (прыжки на одной ноге) В лужице – смотри, смотри! (показывают руками на воображаемые пузыри). Он пускает пузыри. Он пришел, наполнил кадки (ходьба на месте, прихлопываем руками по плечам). На крыльце потанцевал (пританцовывают). Побродил по крыше вволю (ходьба на месте). И ушёл по лужам в поле. (В конце Осень бежит за детьми с дождиком, дети убегают за столы, садятся на стулья). Осень : Третье задание. Хоть Осень и не такое весёлое время года как лето, но грустить – то особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает). Ой, что же это я наделала! Всё перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой урожай. Овощи в одну сторону, фрукты – в другую. Игра «Разложи фрукты и овощи» - дифференциация «фрукты – овощи» (5 девочек выбирают – овощи, 5 мальчиков – фрукты, передают другим девочкам и мальчикам, которые рассказывают о своём овоще (фрукте). Какой бывает сок из фруктов (овощей? Много блюд из овощей, салатик назови скорей! Салат из овощей – (какой)
Осень : Четвертое задание (на доске осенний лес, берёзки, под ними грибы растут). Заходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте). Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и оглядываются вокруг). Вот берёзки золотые стоят (поднимают руки вверх, под берёзками грибочки на нас глядят (приседают и выполняют упражнение «Грибок»). В корзинку прыгнуть хотят (встают и выполняют упражнение «Корзинка»). Осень : Вышли на полянку, сели все в кружок, угадай, кто лишний, милый мой дружок! (на доске три любых съедобных гриба и мухомор). Осень : Что лишнее, почему? (ответы детей). Осень : И последнее задание (на доске появляются листья берёзы, рябины, тополя, осины, дуба) Ребята, давайте соберём осенний букет.
Пальчиковая игра «Осенний листья» Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы (загибают пальцы, начиная с большого, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберём, маме осенний букет отнесём («шагают» средним и указательным пальцем) Осень : Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Как называется это явление (листопад). Дидактическая игра: «С какого дерева лист». Осень : Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и этот букет я дарю вам, на память о себе Осени! Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь, говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»