Юлия Афанасьева
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Работа с предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Совершенствовать фонетическое восприятие; продолжать учить определять позицию звука «Р» в словах; определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова. Развивать слуховое восприятие, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Звуковая культура речи, Работа с предложением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы: кукла "Незнайка", мольберт, репродукции картин "Золотая осень", "Ранняя осень", "Поздняя осень", карандаши, тетради.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Вводная часть. Воспитатель вносит куклу – Незнайку.
- Ребята, я проходил мимо детского сада и решил зайти. Можно я побуду у вас, здесь так интересно!
- Разрешаете Незнайке остаться?
Основная часть.
1. Чтение стихотворения Ф. Тютчева и обсуждение значения трудных слов.
-Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года в ней говорится.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
-Ребята, а вся ли осень одинаковая? (Есть осень ранняя, золотая, поздняя).
-Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.
Рассматривание картин осени.
-Послушайте стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной. "
Ребята, а осень первоначальная - это какая? (Первоначальная - самая первая)
-А каким, словом можно заменить слово дивная? Дивная - чудесная, удивительная, прекрасная.
-А может ли быть осенний день хрустальным? Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный, как бы из хрусталя.
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера.
Лучезарны – сверкающие, сияющие.
2. Игровое упражнение «Кто внимательный».
-Ребята, сосчитайте количество слов со звуком Р в первых двух строчках стихотворения. (Первоначальной, короткая, пора).
-Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.
-Есть и другие слова, начинающие на ди-
Итак: диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер.
-Определите, в какой части слова слышится звук Р в слове дирижер?
(В середине и в конце).
3. Физминутка.
Мы ногами топ-топ-топ, (шаги на месте)
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки в ладоши)
Мы глазами миг-миг-миг, (моргание глазами)
Мы плечами чик-чик-чик, (поочередно поднимаем плечи)
Раз сюда, два сюда, (повороты влево - вправо)
Повернись вокруг себя.
Руки кверху все подняли,
Сели - встали, сели – встали, (приседания)
Словно Ваньки - Встаньки стали.
А теперь пустились вскачь,
Словно наш веселый мяч. (подскоки на месте)
Раз - два, раз – два,
Заниматься нам пора!
4. Игра «Я – вам, вы - мне».
-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру "Я вам, а вы мне".
Я произнесу предложение, а вы сосчитайте количество слов в нем и назовите их.
(Дети считают слова и называют их в порядке следования предложений).
Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем.
5. Игровое упражнение «Придумай предложение».
- Ребята, посмотрите, что это? (На фланелеграфе стоят схемы предложений и картинки к ним.)
- Правильно, это схемы предложений.
- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения? Да, предложения состоят из слов.
- Посмотрите, сколько слов в этом предложении? (работа со схемой / _ _).
- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.
Наступила осень.
Желтеет листва.
Краснеет рябина.
Падают листья.
Дети гуляют.
Трава желтеет.
Золотая осень.
- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему (_ _ _ ., что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?
- Правильно, из трех.
- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.
Дует холодный ветер.
Часто идут дожди.
Люди спешат домой.
Темное небо хмурится.
Люди одеты тепло.
- …., из скольких слов мы составили предложения? (из трех)
- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет (показываю _ _ _ _.) сколько? (четыре слова).
- Пожалуйста.
Дети собирают осенние листья.
Осенью часто идут дожди.
Воспитатель собирает осенние листья.
Осенью часто дует ветер.
- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений? Много.
- Правильно, мы с вами составили много предложений, а что у нас получилось?
- Ребята, у нас получился рассказ. А о чем этот рассказ? Об осени.
6. Игровое упражнение «Составь схему предложения».
- Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача: сосчитать, сколько в нем слов и нарисовать схему.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения :
Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза (показ карточки).
В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения (показ карточки).
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
Заключительная часть.
-Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось? Что было трудным? А тебе, Незнайка, что понравилось? Ну, приходи ещё к нам в гости.