Анна Гиль
Занятие по развитию речи «Учимся пересказывать» (старшая группа)
Подготовила:
Воспитатель: Гиль Анна Викторовна.
Пересказ - письменное или устное изложение своими словами чего-либо прочитанного или услышанного. Очень важно научить детей этому способу изложения услышанного. Ведь только так можно понять запомнил ребенок прочитанное ему произведение. Пересказ для ребенка - ребенок воспроизводит услышанный текст и уже использует готовые речевые обороты и запоминает их. Для того, чтоб ребенок начал пересказывать услышанный текст его не нужно заучивать наизусть.
Для чего нужно обучать пересказу?
Публикация «Занятие по развитию речи „Учимся пересказывать“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Обучать детей пересказу нужно для того, чтоб развивать связную речь, пополнять словарный запас, для того, чтоб совершенствовать внимание, память, восприятие, отрабатывается произношение, дети учатся правильно строить предложение, произносить слова, выговаривать слова, тренируют свое "ораторское искусство"). Иногда дети путают события в прослушанном рассказе, нарушают последовательность событий в рассказе, могут терять смысл. Для того, чтоб этого не происходило и нужно учить пересказывать. Далее в школе - это будет иметь положительный отклик.
Чтоб научит пересказывать можно для начала взять текст из 5-10 предложений. Не сложно построенных. Далее можно увеличивать объем текста и выбирать более сложно построенный рассказ. Для детей младшего возраста можно использовать картинки и попросить ребенка сказать, что изображено на картинке.
Как подготовиться к пересказу:
1) выразительно прочитать текст.
2) выяснить у ребенка, все ли он понял в тексте.
3) если есть непонятные выражения или слова, то попытаться объяснить их ребенку.
4) спросить, разобрался ли ребенок, кто является главным персонажем и почему автор так назвал произведение.
5) попросить, чтобы ребенок рассказал, что его больше всего заинтересовало в рассказе.
6) задать вопросы по содержанию, попросить, чтобы ребенок ответил на них полными предложениями.
7) прочитать рассказ еще раз, но уже с помощью ребенка. Вы начинаете читать предложение, а ребенок заканчивает, как бы подсказывая последнее слово.
8) предложить ребенку, самому пересказать рассказ.
Ход занятия.
Воспитатель: Рада, что вы сегодня пришли к мне в сад. Мы же с вами уже стали большими детьми, перешли в старшую группу, поднялись на второй этаж. И т. к. мы уже большие, и готовы заниматься, то предлагаю вам поучиться пересказывать. Знаете, что такое пересказ?
Дети: неееет
Воспитатель: давайте я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы попробуете мне его пересказать, т. е. расскажите те, что вы запомнили. Это и будет ваш пересказ. Договорились?
Дети: Да
Обычно я беру рассказы из интернета, но иногда и книжки из сада.
Живая шляпа — Носов Н. Н.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол.
Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Мальчики забрались на диван.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
Рассмотреть подготовленные иллюстрации, и если это книжка, то показать детям картинки и предложить по ним составить рассказ на основе прослушанной сказки.
Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы узнали из рассказа. я помогу вам вспомнить задавая вопросы. Итак:
- О ком говорится в рассказе?
Дети: О коте, который оказался в шляпе
Воспитатель: А кто еще был в рассказе?
Дети: Двое мальчиков
Воспитатель: Как их звали?
Дети: Вовка и Вадик
Воспитатель: а чего мальчишки испугались?
Дети: того, что шляпа двигалась сама по себе
Воспитатель: А кто помнит, почему шляпа двигалась сама по себе? Такое разве бывает?
Дети: Нет, такого не бывает. Просто кот игрался и он упал вместе со шляпой на пол.
Воспитатель: А как дети решили проверить почему шляпа двигалась, или кто в ней сидит?
Дети: они хотели ударить по шляпе кочергой и лыжной палкой. А потом кидали в нее картошкой. (смеются)
Воспитатель: И когда они попали в шляпу, что произошло?
Дети: Котик сказал "мяу", потом высунул лапку, а потом вылез из-под шляпы.
Воспитатель: И тогда мальчишки поняли, что это их питомец. Интересный, а заодно и смешной рассказ, правда?
Дети: Дааа.
После беседы нужно провести физкульминутку. Для данного рассказа подходит П/игра "Кошки, мышки". Как раз ее можно провести на прогулке. А после прогулки, после сна можно с детьми попробовать еще раз пересказать рассказ, но уже с опорой на иллюстрации.
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы ребятки. Хорошо поработали сегодня. Какой рассказ мы сегодня читали?
Дети: Живая шляпа
Воспитатель: Вам понравилось самим пересказывать рассказ? Теперь вы сможете рассказать родителям рассказ. Я думаю им очень понравится ваш рассказ :)
Спасибо за внимание :)