Валентина Кололейкина
Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Программное содержание: Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Публикация «Занятие по развитию речи „Транспорт“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать любознательность, мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.
Воспитывать уважение к профессии водителя.
Словарная работа: шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.
Активизация словаря: развивать речь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!
— Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать:
Четыре колеса, Резиновые шины,
Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)
Вот стальная птица, В небеса стремится,
А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)
Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, — Пассажиры вы теперь. (Автобус)
Плывёт белый гусь — Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)
Воспитатель: А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)
Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова). Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.
I остановка «Для чего нужен транспорт?»
Воспитатель: Зачем нужен транспорт?
Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.
Воспитатель: На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолё ты: пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.
Воспитатель: Каким бывает транспорт?
Дети. Наземным, воздушным, водным.
Воспитатель: Почему транспорт называют наземным?
Дети. Потому что передвигается по земле.
Воспитатель: Назовите наземный транспорт.
Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…
Воспитатель: Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.
Воспитатель: Почему транспорт называют воздушным?
Дети. Перемещается по воздуху.
Воспитатель: Назовите воздушный траноспорт.
Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…
Воспитатель: Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.
Воспитатель: Почему транспорт называют водным?
Дети. Перемещается по воде.
Воспитатель: Назовите его?
Дети. Корабль, пароход, лодка…
Воспитатель: Будем обозначать значком- волна.
(раскладываю обручи)
Игра «Земля, воздух, вода»
Воспитатель: Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите друг на друга,соберитесь в группы по своим медалькам и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Дать название командам-земля-воздух-вода.
-Слушайте правила игры.
Возьмитесь все за руки. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта, только одну, разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее и правильно выполнит задание. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.
В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Воспитатель: А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)
Воспитатель:Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)
-Значит сколько транспорта назвали?
II остановка «Наземный транспорт».
Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).
Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).
Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).
Какие марки автомобилей вы знаете?
Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).
Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).
Игра «Что лишнее?» с карточками
Воспитатель: Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.
1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта
2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ
3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.
4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.
III остановка «Воздушный транспорт».
Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолё т:).
Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
Кто управляет самолётом? (пилот).
Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).
Игра «Летает — не летает».
(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья», а если нет топать ногами)
Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.
IV остановка «Водный транспорт».
Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход :).
Кто управляет кораблём? (капитан).
Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).
Игра. «Чем похожи, чем отличаются»
Цель — учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.
Чем похожи:
— Машина и велосипед
— Машина и самолет
— Машина и ролики
— Машина и зонтик
— Машина и кастрюля
Чем отличаются:
— Машина и автобус
— Машина и сумка
— Машина и тележка и т. д.
Физминутка.
Налили бензину, сели на машину,
На машине ехали, до реки доехали.
Стоп. Разворот. На реке пароход.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.
5 остановка: «Распутай бусы». — Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. — Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт. Мы эти бусы должны распутать. — Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт.). — Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт. — Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта. — А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт) — Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.
Расходятся по командам.
Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков — представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство, которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает — план – опору (схема будущего рассказа-описания) :
К какому виду транспорта будет относиться? А может оно будет
комбинированное?
Для чего будет предназначено: для перевозки людей, грузов…;
Оно будет большим или маленьким;
Части транспорта (особенности);
На чем будет ездить?
автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)
катеромобиль – водная команда (функции катера и автомобиля – для путешествий)
автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой).
Команды рассказывают о своем транспорте.
Игра: «Светофор».
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофё ра:
Красный свет — проезда нет.
Жёлтый — будь готов к пути,
А зелёный свет — кати.
(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный — дети сидят на корточках, на желтый — встают, на зелёный — бегут по кругу, на желтый останавливаются).
Заключительная часть. Выдача детям водительских удостоверений
-Как живём?
-Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)
-Как плывём?
-Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)
-Как бежим?
— Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)
-Утром спим?
-Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)
-В даль глядим?
-Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)
-Как грозим?
— Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)
-А шалим?
-Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух).
Игра " Дом для машины " Построить гараж для машины. Оценивается скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.
Задания капитанам. Упражнение на скорость и правильность сбора по деталям разных видов транспорта (большие разрезные картинки автобуса и самолета)
Игра "Автосалон". Выставка машин, которые дети принесли из дома. Команды рассказывают о своих машинах по предложенному плану.
-как называется транспортное средство
-отличия внешнего вида
-какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта.
Итог
Воспитатель: - О чём мы сегодня говорили?
- Какое задание показалось самым интересным?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?
- Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть (фото на память и раскраски).