Ольга Зинченко
Конспект занятия по развитию речи «Сундучок Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе
Тема «Сундучок Деда Грамотея»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область «Познавательное развитие» :
развивать познавательную активность, любознательность;
уметь на слух определять звуки природы и называть их;
Область «Социально – коммуникативное развитие» :
побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сундучок Деда Мороза“» размещена в разделах
развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Область «Речевое развитие» :
развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
закрепить умение делить слова на слоги;
развивать интонационную выразительность;
развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком
закрепить знание гласных и согласных звуков.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Конверт- письмо, карточка изображением сома, загадки, карточки для игры «Магазин»
5 конвертов с заданиями
Сундучок
Книга Азбука (Букварь)
Магнитофон с записями звуков природы
Для детей карточки-схемы к слову сом
Ход занятия Воспитатель: Ребята сегодня в группе я нашла интересное письмо на нем написано: «От Деда Грамотея из города Буквоград»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают письмо и читают что в нем написано)
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из города Буквоград! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный и открыть вы его сумеет тот, кто выполнит мои простые задания. Найти задания несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали конверты с заданиями у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать. Выполнив все задания вы получите ключ и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать конверты с заданиями?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый задание. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает конверт из-за зеркала)
Задание №1.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением сома. Что это за рыба?
Дети: сом
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове сом. Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем. Какой первый звук в сом?
Дети: С-с-с …
Воспитатель: Звук С. Давайте попробуем пропеть этот звук. С-с-с… Получается? А что нам мешает?
Дети: Зубы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове сом?
Дети: С-оооо-м! Звук О
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать второе задание:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но где-то слово он не вставил, просто слово позабыл. Где-то букву переставил небылицу сочинил. Давайте поможем Дедушке!
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
\
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).\
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на голову надели (шапочки)
Тачки по небу плывут
Люди зонтики берут (тучки)
Чтобы добежать до сада
Надуть сапожки всем нам надо (надеть)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Давайте теперь немного отдохнем. Угадайте,кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения) Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы. Слушать надо внимательно! Какие звуки вы услышали? (ветер, ручеек, дождик, лягушка, кукушка и т. д)
Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием.
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертое задание, отгадаем ещё одну загадку:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
( Дети отгадывают: строительные кирпичики. Находят конверт с заданием и ключом.)
Задание №4.
Воспитатель: следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ).
Воспитатель: вот мы выполнили все задания и получили заветный ключ от сундучка с сюрпризом, (сундучок не открывается с первого раза, воспитатель находит под замком пятое задание)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
Затем дети составляют предложения с любым из этих слов на выбор. После выполнения задания «вставляют» ключ в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Все молодцы! В конце занятия дети получают медали за активную работу.
Задание № 1
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но где-то слово он не вставил, просто слово позабыл. Где-то букву переставил небылицу сочинил. Давайте поможем Дедушке!
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
\
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).\
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на голову надели (шапочки)
Тачки по небу плывут
Люди зонтики берут (тучки)
Чтобы добежать до сада
Надуть сапожки всем нам надо (надеть)
Задание № 2.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Задание №3
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы. Слушать надо внимательно! Какие звуки вы услышали? (ветер, ручеек, дождик, лягушка, кукушка и т. д)
Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Задание №4.
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
( Дети отгадывают: строительные кирпичики.
Находят конверт с заданием и ключом.)
Воспитатель: следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
Затем дети составляют предложения с любым из этих слов на выбор. После выполнения задания «вставляют» ключ в замок. Сундучок открывается.