Маргарита Наниз
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
Детский сад
Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»
Подготовила
воспитатель
Наниз Маргарита Алимовна
2024 год
Цель: формирование опыта у детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Пересказ рассказа В, Бианки „Купание медвежат“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: Активизировать знания детей в подборе синонимов, антонимов к прилагательным. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (ж, учить дифференцировать его в словах, произносить скороговорку с этим звуком в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. Учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Развивающие: Развивать способность к наглядному моделированию. Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь к братьям нашим меньшим; умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование: Картина «Медвежья семья»; мнемосхемы к рассказу; портрет В. В. Бианки; карточки со словами для активизации словаря «за шиворот», «окунала», «надавала шлепков», «удирать», «знойное», «медведица» «любящая», «внимательная», «заботливая»; коробочка; рассказ В. В. Бианки «Купание медвежат», загадки по теме, оборудование мольберт.
Методические приёмы:
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Беседа о жизни диких животных. Разучивание физминутки. Беседа о писателе В. Бианки, знакомство с его произведениями.
Словарная работа: рассказ, шиворот, окунала, шлепок, удирать, знойное, медведица, любящая, внимательная, заботливая.
Место проведения: групповое помещение
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель собирает детей в круг.
Воспитатель: Ребята, я сегодня, по пути в детский сад, встретила очень интересного человека. Внешне он был похож на охотника. Только у него было не обычное ружье. Оказалось, что это фоторужье. Он каждый день ходит в лес и фотографирует из своего фоторужья всех жителей леса. Любит наблюдать за ними, сочинять загадки для детей. Охотник, когда узнал, что я иду в детский сад передал вам эту коробочку.
(Направляет внимание детей на коробочк).
Воспитатель: Хотите узнать, что там?
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, здесь для вас фотография и загадка. Фотографию можно увидеть только после того, как разгадаете загадку.
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же это?
Дети разгадывают загадку.
Воспитатель: Назовите медвежью семью? (медведь, медведица, медвежата.)
Воспитатель: Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину.)
Воспитатель: Ребята, опишите пожалуйста, медведицу и ее медвежат
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые)
Воспитатель: Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).
Воспитатель: Ребята, здесь в коробочке еще что-то есть.
Достаю из коробочки книгу и представляю её детям.
Воспитатель: Да это же книжка. Рассказ называется «Купание медвежат». Его написал советский писатель, автор многих произведений для детей – Виталий Валентинович Бианки.
Воспитатель показывает фотографию писателя.
Воспитатель: Ребята, прочитать вам этот рассказ?
Воспитатель читает текст рассказа. Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
Воспитатель: Кто вышел из леса?
Ответы детей: Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами?
Ответы детей: Медведица с медвежатами вышли к реке.
Воспитатель: Что делает медведица?
Ответы детей: Медведица купает медвежонка. (другое фото).
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит медведица какая?
Ответы детей: Медведица заботливая.
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?
Ответы детей: Медведица любящая, внимательная, ласковая.
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах?
Ответы детей: Медведица большая.
Воспитатель: Как сказать по-другому?
Ответы детей: Медведица огромная, здоровенная, большущая.
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?
Ответы детей: Медведица схватила медвежонка за шиворот.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот? Ответы детей: значить взять за воротник.
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке?
Ответы детей: медвежонку страшно купаться в реке.
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?
Ответы детей: Второй медвежонок испугался и убежал.
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?
Ответы детей: Медведица надавала медвежонку шлепков.
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться?
Ответы детей: Она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота.
Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник? (лето). А как в рассказе назывался очень жаркий день? (знойный). Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась). Остались ли медвежата, довольны купанием?
Ответы детей: Медвежата остались довольны купанием.
Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ?
(Воспитатель показывает схему, концентрирует внимание детей.)
Воспитатель: Что бы нам проще было пересказывать воспользуемся мнемосхемой.
Рассказ с опорой на мнемосхему.
Воспитатель задаёт вопросы: берегом лесной реки шел кто? Почему он влез на дерево? Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая медведица, два веселых медвежонка)
-Как купали первого медвежонка? (Схватила медвежонка зубами за шиворот и давай окунуть его в речку.)
-Что сделал другой медвежонок? (Другой медвежонок испугался и убежал в лес.)
-Чего надавала второму медвежонку? (Надавала медвежонку шлепков.)
-Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
- Почему они остались довольны? (День был знойный и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках).
- Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой).
Воспитатель организовывает физкультминутку, вовлекая в совместную деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём. Выходите, становитесь в круг, превращайтесь в животных.
Физическая минутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна!
Осень к нам опять пришла.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся.
Обращается к детям с предложением пересказать рассказ с опорой на мнемосхему.
Пересказывать такой большой текст одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.
- Дети, кто хочет пересказать рассказ со своим другом? Кто начнёт? Кто продолжит? Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
-Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого медвежонка. А потом? (как купали второго) И чем завершить пересказ? (Выкупанные медведи остались довольны).
Воспитатель обращает внимание детей на употребление тех слов и выражений, которые использовались при чтении текста. (Заслушиваются 2-3 пересказа).
- Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ? Кто по - вашему мнению пересказал выразительнее всех? А ты, Люба, как думаешь? А у тебя, Соня, какое мнение? Молодцы, ребята. Подойдите сейчас ко мне. Будьте внимательны, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук (ответ детей)
- В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?
Ответы детей: Журавль, жук, жаба.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Дети совместно со взрослым проговаривают скороговорку со звуком «Ж» в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу занятия.
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа? А что нового сегодня узнал? Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
(ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, что нам удалось лучше всего? Как думаете, кто сегодня был самым активным? Какое задание вам больше всего понравилось?
Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение и хочу подарить вам наклейки для пополнения вашей коллекции.
Дети делятся впечатлениями, анализируют и оценивают.
Воспитатель: Ребята, в коробке есть еще для вас подарки от охотника – это раскраски. На столе вас ждут карандаши и фломастеры – можете в свободное время присесть и раскрасить все вместе. Затем придумать свой рассказ по рисункам и рассказать. Я с удовольствием послушаю ваши рассказы.