Ясуркаева Зарема
Конспект занятия по развитию речи «Любимая загадка» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: показать умение отражать в самостоятельно составленном повествовании характерные особенности жанра загадки.
Задачи:
• Учить в составленном повествовании отражать не только характерные особенности жанра загадки, но и неожиданность сопоставления, образность, нестандартность мышления.
centpart.ru
РЕКЛАМА
«Праздники» - в кино с 7 сентября!
Смотреть
• Продолжать учить пользоваться средствами выразительности через загадку.
• Закреплять умение различать литературный жанр загадку.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Любимая загадка“ в старшей группе» размещена в разделах
• Развивать умение пользоваться схематическими моделями.
• Воспитывать интерес к самостоятельному сочинительству.
Оборудование и материалы: аудиозапись песни, игрушка Винни-Пух, схемы загадок.
Ход занятия
Дети заходят в группу и рассаживаются вокруг педагога (полукругом).
Педагог. Ребята, вот и закончились ваши замечательные новогодние каникулы. Вы хорошо провели время? Хочется повторить? Скажите, ребята, а могут быть в этом году еще одни новогодние каникулы?
Дети. Нет.
Педагог. Почему?
Дети. Потому что новый год уже наступил, а новогодние праздники бывают только зимой.
Педагог. А что еще бывает зимой, мы с вами можем вспомнить, поиграв в игру «Когда это бывает?» Хотите пожрать? Вы любите загадки? Тогда играем.
Педагог загадывает загадки на зимнюю тематику, дети отгадывают.
Педагог. Может, кто-то из вас хочет сам загадать загадку про зиму?
Дети по очереди загадывают 2—3 загадки, остальные отгадывают.
Слышится песня Винни-Пуха.
Педагог. Ребята, слышите, к нам кто-то идет в гости.
Педагог вносит игрушку.
Винни-Пух. Здравствуйте, ребята. А чем это вы тут занимаетесь?
Дети. Играем, отгадываем загадки.
Винни-Пух. Вот здорово! Вы-то как раз мне и нужны. У моего друга Кролика скоро день рождения. А он больше всего на свете любит загадывать загадки. Я хочу сделать ему подарок: научиться отгадывать загадки и сочинять их. Я все умею сочинять: и дразнилки, и сопелки, и пыхтелки, и вопилки, а загадки не получаются. Вот послушайте:
Мишка очень любит мед.
Отчего же — кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?
Хорошая загадка?
Дети. Это не загадка.
Винни-Пух. Почему? Я ведь задаю вопрос.
Дети. Потому что в ней нечего отгадывать. Это просто стишок.
Винни-Пух. А что такое загадка? Какие они, загадки?
Дети рассказывают Винни-Пуху все, что знают о загадке, педагог лишь активизирует речь детей наводящими вопросами.
Дети. Загадка — это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде вопроса. Загадка бывает как стишок или маленький рассказ. Загадки бывают разными :
• по тематике (быт, животные, транспорт и т. д.);
• по содержанию: несколько загадок об одном предмете, каждая из которых характеризует его со своей стороны;
• по написанию:
— народная загадка — краткая, требует емких, выразительных, порой грубоватых средств;
— литературная загадка может иметь развернутое описание с указанием многочисленных признаков, использовать при этом разные художественные средства книжного стиля речи. Однако ей не чужды краткость, емкость образа, лексика, ритм народной загадки.
Винни-Пух. Ух ты! Я столько не запомню. У меня же опилки в голове.
Педагог. Ребята, как можно помочь Винни-Пуху разобраться в загадках?
Дети. Можно разделить загадки по схемам.
Педагог. Правильно. Посмотри, Винни-Пух, на доску.
Винни-Пух. Ух ты! Какие-то кружочки, цветочки. Что это?
Дети. Это схемы.
Педагог. С помощью схем можно не только научиться отгадывать загадки, но и придумывать их.
Винни-Пух. Здорово! А какие загадки спрятались в этой схеме?
Дети. Загадки в поэтической форме, где последнее слово — отгадка.
Винни-Пух. А эта?
Дети. Описательные загадки. Здесь каждый лепесток — какой-либо настоящий признак.
Винни-Пух. А здесь?
Дети. Загадки на смекалку утверждающие. Каждый кружок — зашифрованный признак, все пересекаются, значит, говорится об одном предмете, а в середине вопрос, он же отгадка.
Винни-Пух. Ну а последняя схема?
Дети. Загадки на смекалку отрицающие.
Винни-Пух. А что обозначают эти перечеркнутые круги?
Дети. Зашифрованные признаки, которых на самом деле нет, а действие происходит.
Педагог загадывает детям различные виды загадок, дети отгадывают и объясняют Винни-Пуху, почему отнесли загадку к тому или другому виду на основании схем.
Проводится физкультминутка.
Подвижная игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».
Педагог. Ребята, вы не только замечательно объяснили Винни-Пуху схемы загадок, но и привели примеры, доказали свои отгадки. А теперь вспомните, пожалуйста, с какой просьбой пришел к нам Винни-Пух?
Дети. Помочь научиться отгадывать и придумывать загадки.
Педагог. Как мы ему помогали?
Дети. Объяснили, что такое загадка, какие бывают загадки, привели примеры с доказательствами.
Педагог. Значит, мы выполнили просьбу Винни-Пуха?
Дети. Нет, надо научить его придумывать загадки.
Педагог. Как это сделать?
Дети. Нужно показать Винни-Пуху, как придумывать загадки.
Педагог. Хорошо, давайте покажем. Винни, выбери любую схему, и ребята покажут, как нужно придумывать загадки.
Винни-Пух. Хорошо, я выбираю эту схему (описательные загадки). Только вы, наверно, все загадки уже выучили.
Педагог. Нет, выучить все загадки невозможно. Но чтобы ты нам поверил, усложним задачу. Здесь у меня 4 картинки. Сейчас ребята разделятся на 4 команды. Каждая из команд возьмет 1 картинку и придумает загадку, не говоря никому, что или кто изображен на картинке. Мы должны будем отгадать загадку.
Самостоятельная деятельность детей. Каждая группа загадывает Винни-Пуху загадку. Он отгадывает с помощью детей.
Винни-Пух. Ребята, я понял. Загадка — это такая хитрая задачка, которая похожа на сопелку или пыхтелку, только нужно угадать, про что она. Я, кажется, придумал такую:
Есть у меня дружок,
Нос у него — кружок,
Розовые ушки
На розовой макушке.
Любим с ним мы шум и гам
И ходим в гости по утрам.
Дети. Пятачок.
Винни-Пух. Ура! У меня получилось. Вы отгадали загадку, значит, я ее сочинил. Сейчас побегу в наш сказочный лес прямиком к Кролику. Вот он обрадуется! Только знаете, ребята, у меня ведь в голове опилки, как бы я по дороге не растерял все, чему научился. Не одолжите ли вы мне свои чудесные схемы? С ними я точно ничего не забуду. (Дети дарят схемы.) Спасибо! Теперь вы ко мне приходите в гости. Посидим посочиняем. (Уходит.)
Педагог. Я, ребята, хочу поблагодарить вас за то, что вы показали себя трудолюбивыми, доброжелательными, дружными. Вы отлично справились с очень нелегкой задачей: научили Винни-Пуха придумывать загадки.