Наталья Кнурова
Занятие по развитию речи «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему :
Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.
Публикация «Занятие по развитию речи „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.
Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.
Ход занятия:
В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.
Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.
Дети: Без хлеба.
Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?
Дети: Нет
Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.
Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мельница».
Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».
Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).
1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
В нем земли родимой соки,
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.
3 ребёнок. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4 ребёнок. Он возращен трудом упорным
Замечательных людей,
Силой он рожден народной
Светлой Родины моей!
5 ребёнок. Каравай земли и неба
На моём столе –
Ничего сильнее хлеба
Не на матушке Земле!
Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.
Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?
Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т. д)
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.
1 ребёнок. Славу хлебу на земле!
Слава миру на земле!
2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
3 ребёнок. Слава им, привет от нас!
До свиданья, в добрый час!
Тема: Хлебобулочные изделия.
Цель:
Обучение детей конструированию из природных материалов состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу;
Задачи:
Обучающая: Расширять и обогащать знания детей о колосе и передовая особенности его строения
Развивающая : Развивать любознательность детей, развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику и развивать эстетическое воспитание.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношения и уважение к людям, вырастившим его, вызывать интерес к коллективному труду.
Интеграция образовательный областей: Художественно - эстетическое, речевое, физическое, познавательное и социально - коммуникативное развитие.
Вид деятельности: познавательная, игровая, ручной труд.
Формы организации: Групповая.
Предварительная работа:
- подбор семян из дыни;
- подготовка картона оранжевого цвета (разрезать его на 4 части)
- подбор загадок, поговорок и пословиц;
- предварительное знакомство детей с загадками и пословицами;
- картина «Уборка урожая».
Материалы: семена дыни на одного ребенка 11 семян, картон оранжевого цвета, шерстяную желтую нить на каждого ребенка для стебелька, пластилин белого или желтого цвета.
ХОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята я расскажу вам замечательную историю…
2. Основная часть.
Однажды в поле я была
Колосья вились, как всегда.
Закрыв глаза, я вдруг попала,
В волшебный мир и вдруг узнала:
Что есть такая красота,
Как золотистые луга,
Что радовали глаз всегда.
И запах скошенной травы
Преследовал меня на всем пути.
Как вдруг прислушалась я
Со мной заговорили колосья,
Прося забрать их навсегда.
Пришла домой я, а в руках
Смеялись весело друзья.
Воспитатель вносит в группу вазу с колосками, и показывает детям.
Воспитатель: Скажите ребята, а о чем я с вам рассказала?
Дети: О колосках, поле т. д.
Воспитатель: Про такой колосок есть загадка: «Золотист он и усаст, в сто карманах, сто ребят»
Дети: Колосок (Дети берут в руки колосья пшеницы, рассматривают их)
Воспитатель: Ребята, какого цвета у нас колоски пшеницы?
Дети: Золотого, желтого, коричневого и т. д.
Воспитатель: Потрогайте колосья, какие они на ощупь?
Дети: Шершавые и т. д.
Воспитатель: Поднесите к носикам и вдохните, чем же пахнет?
Дети: Хлебом
Воспитатель:
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной
И растет под небом светлым
Строен и высок
Словно Родина - бессмертный
Хлебный колосок!
Воспитатель: Зерна пшеницы сеют весной, а созревают они осенью. А вы знаете, какая техника приходит на поля, чтобы убрать урожай?
Дети: Комбайны.
Воспитатель: Правильно ребята. На поля приходят комбайны, срезают колосья, специальные барабаны комбайна молотят колосья, отделяя зерно от колоса, а машины увозят его на элеватор (картина машины с зерном, где зерно сушат и отправляют на хранение или на мельницу, где из зерна делают муку. Муку везут на пекарни, где пекут хлебобулочные изделия, а потом их везут в магазин. (рассказ сопровождается показом иллюстраций) Видите, ребята, сколько труда нужно, для того чтобы вырастить хлеб. Поэтому хлеб надо беречь, нельзя с ним играть.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.
Физкультминутка:
В землю теплую войду (медленно садятся на корточки)
К солнцу колосом взойду (руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнышку)
В нем таких, таких я, (выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя)
Будет целая семья (дети берутся за руки)
В поле дружно мы растем (поднимают рук и качают руками в стороны)
Поле наш уютный дом (прижимают ладони к щеке) .
Конструирование из природных материалов
Ребята рассаживаются по своим рабочим местам с приготовленными материалами. Пошагово с воспитателем приклеивают семена дыни пластилином к картону. В последнюю очередь на пластилин прикрепляется шерстяная желтая нитка в виде веточки.
3. Итоги подводим с ребятами:
- Что нового вы узнали?
- Почему хлеб надо беречь?
- Понравилось ли вам занятие?
Сюрпризный момент:
Воспитатель: А наши любимые повара испекут из наших колосьев булочки.