Елена Мусягина
Конспект занятия по развитию речи «Осенние явления. Листопад, дождь»
-«Осенние явления. Листопад, дождь»
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства ритма.
2. Развитие фонематического восприятия на материале слов-паронимов.
3. Формировать понятие «гласный звук».
4. Формировать знания детей о гласном звуке А, познакомить с характеристикой звука.
5. Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
7. Учить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие.
Ход занятия:
1. «Повтори ритм»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осенние явления, Листопад, дождь“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Погода и природные явления
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Детям предлагается воспроизвести ритм отстукиванием.
По стеклу стучал осенний дождь. Сначала медленно (воспитатель медленно отстукивает, а дети повторяют)
– Потом быстро, затем очень быстро.
2. «Путаница» (картинки: удочка, уточка, горка, корка, коза, коса)
Перед выполнением задания следует познакомить детей со всеми картинками, назвав их вперемешку: это удочка, это корка и т. д. Затем картинки надо называть парами, периодически меняя последовательность: то сначала называется первая картинка, а затем вторая, то наоборот.
- Покажи, где уточка? Где удочка? Где наша удочка, а где наша уточка? Где горка? Покажи, где корка и т. д.
Слова: уточка-удочка, корка-горка, коса-коза.
В каждой паре картинки можно называть по несколько раз.
- Если я скажу правильно — хлопни в ладошки: удочка крякает, уточка крякает; я ем хлебную горку, я ем хлебную корку; у девочки длинная коса, у девочки длинная коза.
При условии, что ребёнок справляется с заданием, можно немного усложнить инструкцию: если я скажу правильно — хлопни в ладоши, а если неправильно — топни ногой.
3. Знакомство со звуком А.
- Ребята давайте вспомним, когда девочка укладывает куклу спать, что она произносит? (А-А-А).
- К нам в гости пришла фея, её зовут Анна. Прислушайтесь, как красиво звучит её имя - Ааанна. Скажем хором имя Феи. Что вы слышите в начале слова? (А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился!
- Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос.
- Повторите: ААА.
- Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим А? (Нет, не мешают.)
- Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Мы будем обозначать его красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
4. «Поймай звук». Воспитатель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук А: А, О, А, У, И, А, А, Ы, О, А.
6. «Назови ласково»
- Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч, и называть предмет, а вы будите ловить мяч и называть этот же предмет ласково.
Лист – листочек
Дождь -….
Солнце -…
Ветер -….
Лужа -…
Сад - ….
Лес - ….
Дерево - …
Дуб - ….
Береза - ….
Рябина - ….
7. «Подбери картинку»
Рассмотрите картинки. Я буду называть действия. А вы покажите соответствующую картинку и скажите, кто эти действия совершает: «Растет. (гриб). Падает. (лист). Улетают. (птицы). Идет. (дождь). Светит. (солнце). Плывут. (облака)».
Попросите детей еще назвать осенние признаки.
8. «Покажи правильную картинку»
- Послушайте внимательно, и покажите подходящую картинку:
1) Валя собирал листья.
2) Валя собирала листья.
3) Валя нашёл грибы.
4) Валя нашла грибы.
5) Валя увидел тучи.
6) Валя увидела тучи.