Ольга Ивановна Кулемина
Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Коррекционно – образовательная:
- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.
Коррекционно – развивающие :
- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развивать словообразование и словоизменение;
- расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Публикация «Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Сюжетная линия: - сказка «Путешествие Муравьишки»
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки – муравейник, дерево – дуб, предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат – муравей, кузнечик, бабочка, жук, гусеница; сундук – картинка.
Ход занятия:
1. Организованный момент.
2. Вводная беседа.
На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв. И был там один маленький любопытный Муравьишка. В один солнечный день он решил попутешествовать. Выполз он из муравейника и увидел прекрасную бабочку и так ей увлёкся, что ушёл далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, и он начал беспокоиться, как успеть до темна, добраться до дома, и пошёл быстрее. Навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома, т. к. он заблудился. Кузнечик ему ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».
Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать задание.
3. Давайте, ребята, поможем муравью выполнить его.
Игра «Угадай, кто?»
Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Порхает (кто) – бабочка
Жужжит – жук
Звенит – комар
Собирает мед – пчела
Жалит – оса
Ползает – гусеница
Назовите их одним словом. Кто это? – насекомые
Мне кажется, что на нашей полянке мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.
Образование существительных в форме множественного числа.
Муха – много мух
Бабочка – много бабочек
Комар – много комаров
Шмель – много шмелей
Кузнечик – мног кузнечиков
Пчела – много пчел
Стрекоза – много стрекоз и т. д.
Молодцы, ребята, помогли Муравьишке. Кузнечик перевез его через речку и сказал: «Я не могу везти тебя дальше, меня дома маленькие детки ждут» пришлось Муравьишке самому идти.
4. Идёт он себе, идёт, навстречу ему летит жук.
Попросил муравей его довезти до муравейника. Жук согласился и сказал: «Моим детишкам задали очень трудное задание. Помоги» Задумался муравей, ведь он не умеет.
Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца.
Игра «Сосчитай»
Согласование существительных с числительными.
Одна разноцветная бабочка,
Две разноцветные бабочки,
Пять разноцветных бабочек (мохнатый шмель, комарик)
Игра «Назови ласково»
Муравей – муравьишко,
Комар – комарик,
Жук – жучок, (стрекоза, пчела, гусеница, шмель.)
Молодцы, справились, помогли муравью.
5. Послушайте, что было дальше.
Оставил жук муравья на ветке могучего дуба. Посмотрел он вниз и увидел, как высоко над муравейником он находится. Спустился он на другую ветку, по которой ползла гусеница. Попросил он гусеницу спустить его вниз. Она ответила: «Если сделаешь задание правильно, то помогу тебе добраться донизу»
Скажите какие части тела есть у насекомых?
Составление притяжательных прилагательных от названий насекомых.
Голова чья?
Ножки чьи?
Крыло чьё?
Усик чей?
(комариный, пчелиный, жучиный, стрекозиный, шмелиный и т. д.)
6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я шагаю по лужайке-
Сверху ясно мне видна
Вся зелёная страна.
Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот стоит высокий дом –
Муравьи хлопочут в нем. (Е. Серова)
Игра «Чудесный сундучок»
Инструкция:
Вынимаете из сундучка только те картинки, относящиеся к насекомым :
Называете их словами «Мой» или «Моя» :
Если это не ваша картинка, то со словами «не мой» или «не моя»
Справились. Молодцы.
Так наш друг Муравьишка добрался до подножья дуба. Солнце садилось, сгущались сумерки. Ему нужно было быстрее попасть в муравейник, потому что, когда становилось темно, все выходы и входы в муравейнике закрывались и охранялись грозными солдатами.
7. Муравьишка побежал к последней отрытой двери, которую уже закрывал солдат и жалобным голосом закричал: «Пустите меня домой! Меня ждут папа и мама!». А солдат ему ответил: «Выполни моё задание, тогда пущу!»
Муравей очень устал и поэтому не мог думать о задании. Он хотел поскорее увидеть своих любимых родителей.
Поможем муравью?
Посмотрите на картинку, запомните её. (Показать картинку с изображением 5 муравьёв и перевернуть)
Теперь ответьте на вопросы:
Сколько всего муравьев на картинке?
Какого цвета муравей в правом верхнем углу?
Какого цвета мураве, который несёт соломинку?
Что лежит перед муравьём, который в нижнем левом углу?
Что делает муравей, который в центре? (Проверка, показ картинки)
8. Итог занятия.
Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму.
Какие задания мы выполняли, помогая муравью?