Жанна Радаева
Конспект занятия по развитие речи в средней группе «Кто как готовится к зиме. Рассказывание по картине «Птичья столовая»
Тема: «Кто как готовится к зиме». «Рассказывание по картине «Птичья столовая».
Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- Закреплять знания о перелётных и зимующих птицах.
- Учить различать птиц по внешнему виду.
- Продолжать учить детей следить за своей речью - контролировать умение составлять предложения по плану-схеме, отвечать на вопросы полным ответом.
- Продолжать учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Публикация «Конспект занятия по развитие речи в средней группе „Кто как готовится к зиме, Рассказывание по картине „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Продолжать вырабатывать у детей интонационную выразительность речи - ставить ударение в словах на нужном месте.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к птицам, умение ухаживать за ними зимой.
Словарь:
предметный – столовая, синица, снегирь, корм, пропитание.
качественный – зимующие, перелётные, воробьиные, голубиные, птичья.
глагольный – зимовать, добывать, отступают (морозы, мастерить.
Методы и приё мы:
Практические: прослушивание пения птиц, физминутка «Воробьи и кот».
Наглядные: рассматривание картины «Птичья столовая»; рассматривание дидактических картинок «Птицы»
Словесные: беседа; ответы на вопросы; дидактические игры «Сосчитай птиц правильно», «Чей, чья, чьё?»
Материалы: аудиозапись пения птиц; картина «Птичья столовая»; картинки с изображением птиц.
Индивидуальная работа: контролировать правильное произношение всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).
Предварительная работа: подготовка кормушек и корма для птиц.
Ход занятия
1. Вводная часть
В группе раздаётся пение птиц, воспитатель обращает на это внимание детей.
Воспитатель: Ребята, вы слышите как поют птички? Сегодня немного потеплело, и они радуются, что морозы чуть-чуть отступили, ослабли. А почему птицы не очень любят морозов?
Дети: (потому, что им холодно).
2. Основная часть
Воспитатель: Да, вы правы. Зимой птичкам холодно, в сильные морозы они стараются найти себе местечко потеплее - под крышей дома, в ветвях деревьев. А когда морозы чуть-чуть отступают, птицы начинают звонко петь. Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем ещё раз - как поют пернатые жители леса.
Воспитатель включает ещё раз аудиозапись пения птиц, дети рассаживаются на места и слушают пение.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
Дети: (перелётные).
Воспитатель: Верно. А какие птицы называются перелётными?
Дети: (ласточки, грачи, стрижи и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, много птиц перелётных вспомнили. А как же, одним словом, назвать птичек, которые остаются здесь на зимовку?
Дети: (зимующие).
Воспитатель: Правильно. Они остаются у нас на зиму и поэтому называются зимующими. А каких зимующих птиц вы знаете? Называйте мне птичку, а я вам буду показывать картинку этой птицы и вешать её на доску.
Дети называют воробья, голубя, дятла и т. д. Воспитатель показывает картинку с изображением этой птицы и вешает на доску.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много птиц перелётных вспомнили. Ребята, давайте с вами вспомним, чем же питаются зимующие птицы, ведь зимой нет ни жучков, ни червячков, ни травки.
Дети: (ягодами, которые остались на ветвях кустарников и деревьев).
Воспитатель: Верно! А ещё как они добывают себе пищу?
Дети: (люди развешивают на улицах кормушки и насыпают туда семечки, хлебные крошки, зерно).
Воспитатель: Да, правильно. У меня как раз такая картинка даже есть, посмотрите на неё.
Воспитатель вешает на мольберт сюжетную картинку «Птичья столовая».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много птиц прилетело к этой кормушке!
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во - вторник, посмотри
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу, в воскресенье
Было общее веселье».
Вот как много птиц прилетело в нашу столовую! Ребята, давайте рассмотрим и познакомимся с этими птицами поближе. Я вам сейчас расскажу про одну птичку, которая прилетела к кормушке, а вы так же расскажете про остальных.
Далее воспитатель рассказывает про одну птицу по плану:
- Что это за птица;
- Какого цвета у неё перья;
- Длинный или короткий клюв;
- Какого цвета лапы;
- Что эта птица делает на картине.
Воспитатель называет 2-3 детей, которые рассказывают про остальных 2-3 птиц на картинке по плану.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно рассказали, ребята. А теперь я предлагаю вам игру, которая называется «Сосчитай птиц правильно». У нас есть картинки с изображением птиц и одна кормушка, вы должны посчитать птиц - должно быть по пять птиц каждого вида. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Далее проводится игра «Сосчитай птиц правильно».
Воспитатель показывает на картинке птиц - каждого вида по пять, а дети должны посчитать (один воробей - два воробья - три воробья - четыре воробья - пять воробьёв и т. д.).
Воспитатель: Ух, какие счетоводы! Всё правильно посчитали. А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Воробьи и кот».
Физминутка
Проводится подвижная игра «Воробьи и кот».
Воспитатель: Ай да воробьи! Ни один коту не попался! Молодцы! Ну давайте ещё посмотрим - кто же прилетел к нашей кормушке.
Воспитатель называет 2-3 детей по очереди, напоминает план рассказа про птиц, выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, всё верно. Теперь я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Чей, чья, чьё?».
Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете:
- У воробья чьи ноги? (воробьиные);
- У вороны хвост чей? (вороний);
- У голубя клюв чей? (голубиный);
- У снегиря перья чьи? (снегириные).
3. Итог
Воспитатель: Молодцы, всё правильно сказали! Ну давайте посмотрим ещё на нашу картинку - что же на ней ещё нарисовано?
Дети: (на картине нарисовано, как птицы прилетели к кормушке; на картине изображена зима и т. д.).
Воспитатель: Красивая картинка, весёлая - сразу видно, что птицам хорошо у кормушки. Ребята, давайте вспомним - как называются птицы, которые не улетают в тёплые страны?
Дети: (зимующие).
Воспитатель: Верно. Назовите мне зимующих птиц.
Дети: (воробей, снегирь, синица, голубь, дятел).
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам сегодня во время нашей прогулки покормить птиц семенами и крошками. Согласны?
Дети: (конечно, согласны).