Людмила Куркина
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры» «Три богатыря»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО
«Приобщению детей к
Истокам русской народной культуры»
(старшая группа)
Подготовил и провел:
педагог дополнительного образования
МДОУ детский сад комбинированного вида
Куркина Л. В.
Программное содержание:
Публикация «Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры“ „Три богатыря“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
*Развитие интереса к истокам и культуре Родины : воспитание уважения к героям былин, защитникам народа : обогащение и активизация словаря по теме. Рассматривание и беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
*Продолжать развивать интерес к художественной литературе, искусству.
*Прививать чуткость к поэтическому слову.
Задачи:
*Формировать нравственно-патриотических чувства, коммуникативное умение и навыки.
*Развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость.
*Развивать эмоционально-эстетического отношение к героям былин.
*Продолжать воспитывать чуткость к поэтическому слову.
Место проведения:
Группа в детском саду по возможности оборудована под русскую избу.
Материал:
*Конспект занятия;
*Полотняный мешок;
*Картина «Богатырей» В. М. Воснецова;
*Сундук;
*Предметы быта из избы;
*Игрушка котенок.
Предварительная работа:
*Рассматривание картины;
*Чтение сказок и былин о русских богатырях;
*Разучивание потешек, пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Хозяйка встречает гостей.
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Проходите дружно в нашу светлицу. Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Низкий поклон вам!
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну,
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.
Хозяйка проводит с детьми игру «Поспевай не зевай».
Игра: Поспевай не зевай
1. Кто помог дедушке вытянуть репку?
(бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)
2. Сколько козлят съел волк в сказке:
«Волк и семеро козлят?»
(шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме)
3. Кто сломал теремок? (медведь)
4. Кто первый встретился колобку на лесной тропинке? (Заяц)
5. Кто же все-таки съел колобка? (лиса)
6. Какое яйцо снесла Курочка Ряба? (золотое)
7. Кто разбил яйцо? (мышка)
8. Кто прогнал лису из лубяной избушки зайца? (петух)
9. Что он нес на плече? (косу)
Ю. Каким зернышком подавился петушок? (бобовым)
11. Чей стульчик сломала Маша в сказке «Три медведя»? (Мишутин)
Хозяюшка: Все может наша родная земля; накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Как только на нашу землю приходил враг, все русские люди поднимались на борьбу. Русские войны всегда славились мужеством и отвагой.
Стихотворение рассказывают дети:
Русь
Под большим шатром Голубых небес
Вижу - даль степей, зеленеется
Цепи гор стоят Великанами,
Широко ты Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов.
Про тебя идет слава громкая
Ужи есть за что Русь великая.
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга.
За тебя в нужде
Сложить голову.
Хозяйка из корзины достает котенка (игрушка). Дети - рассказывают потешку про котика.
Потешка:
До-ре-ми-фа, соль-ля-си.
Села кошка на такси,
Заплатила пять рублей
И поехала в музей,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
Дети вместе с Хозяйкой попадают в музей, в прошлое по приглашению. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Хозяйка показывает картину В. М. Васнецова и задает детям вопросы:
1. Назовите художника, написавшего эту картину?
(Виктор Михайлович Васнецов)
2. Как называется картина?
(Богатыри)
3. Знаете ли вы имена трех русских богатырей?
(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
Хозяюшка: Когда Виктор Михайлович Васнецов был маленький, он рос в крестьянской семье и часто слушал былины от сказителей (эти люди, которые рассказывали былины на распев играя на гуслях). А когда В. М. Васнецов вырос и стал художником, он написал картину «Богатыри».На картине три всадника. Первый - Добрыня Никитич, на белой лошади, второй - Илья Муромец на черном коне, а третий - Алеша Попович на рыжем коне, он любил играть на гуслях. Илья Муромец смотрит вдаль, как будто говорит: «Землю русскую охраняем. На границе стоим. Мимо нас ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит».
Вопросы детям:
1. Как вы думаете, куда так внимательно смотрит Илья Муромец?
2. Что висит у него на руке? (тяжелая булава)
3. Что держит в руке Добрыня Никитич? (меч)
4. А что в руках у Алеши Поповича? (лук)
Хозяюшка: Правильно ребята. В те далекие, далекие времена никаких ружей и пистолетов еще не было. На картине Добрыня держит меч, у Ильи Муромца копье, да тяжелая палица булатная железная с шипами. А у Алеши Поповича лук со стрелами закаленными. У всех троих богатырей на головах шлемы железные и щиты для защиты. А рубашки на них одеты плетенные - железными кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечом то не разрубишь, она состоит из плетенных железных колец. А вы ребята знаете пословицы и поговорки о подвигах и героях нашей Родины.
Дети: 1. Бей не трусь, за нами вся Русь.
2. Богатырь умрет - слава его воюет.
3. Жить - родине служить.
4. Где смелость, там победа.
5. Русский боец - всем молодец.
Хозяйка: Молодцы ребята!
Возле картины находят сундук, достает послание и читает стихотворение Русь.
Русь
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
А и сильные, могучие Богатыри на славной - Руси!
Рассказали мы про дела старые, про бывалые,
Чтобы море синие успокоилось,
Чтобы добры молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Хозяйка: Гак уж повелось на Руси, защищать русский народ не только умеет землю от врага защитить и трудиться на славу, и отдыхать, веселиться любит.
Давайте мальчики поиграем с вами, покажем силу молодецкую!
Проводится игра «Петушиный бой» (мальчики).
Игра «Петушиный бой» :
Дети делятся на пары и встаю друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петушков: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто первым потерял равновесие и встал на пол двумя ногами, выходит из игры.
Хозяйка: А теперь девочки нам покажут, как они могут плавно двигаться.
Проводится игра «Донеси ведро» (девочки).
Игра: «Донеси ведра».
Девочки на плече несут ведра с коромыслом по кривой дорожке. Кто лучше и красивее пройдет.
Хозяйка: Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным!
Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками
И пирогами русскими!
Список используемой литературы
1. О. Л Князева «Приобщение детей к истокам русской «Народной культуры»
2. Лора Поляк «Загадки о русских народных сказках» 3. Г. Нечитайло «Русские народные сказки»
4. Ю. Дорожин «Школа семи гномов»
5. В. А Степанов «Полная Хрестоматия» Е. Н 6. Борисовская