Марина Гаврилина
Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры
онспект занятия
Тема: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Публикация «Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщать знания о перелетных птицах. Ознакомить детей с очередным видом обрядной выпечки «жаворонки», история его происхождения. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая ее характерные особенности, умение лепить пластическим способом.
- Развивающие задачи: Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Совершенствовать умение лепить из соленого теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические умения и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику рук и кистей.
- Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от использованных знаний, радоваться результатам. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна», «обрядовая выпечка», «обряд».
- Социально-коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой, «Воротца», старорусским обычаям – водить хоровод.
- Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
- Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.
- Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснения, художественное слово, вопросы, напоминания.
Наглядный: визуализация с помощью картинок (показ, рассматривание)
Игровой: (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эврический метод (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения).
Используемые формы организации познавательной деятельности детей : На занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей.
Индивидуально-дифференцированный подход осуществляет к детям испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий с учетом возрастных особенностей.
Словарная работа: Кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна-красна», приметы весны, традиции народа, обрядная выпечка.
Индивидуальная работа: Эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям, разучивание закличек.
Материал и оборудование:
Демонстративный: картинки с изображением перелетных птиц.
Раздаточный: фартучки, налокотники, слоеное тесто, доски, стеки, салфетки, вода.
Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук с записями народных мелодий, «трель жаворонка».
Ход НООД.
Воспитатель:
Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова: -
«Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте все мои друзья»
(дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: - «Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо».
«Посидим рядком, да поговорим ладком!».
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:
«Шагает красавица,
легко земли касается,
идет на поле, на реку,
и по цветку и по снежку?»
(весна)
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, это весна!
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.
А скажите мне дети, когда мы первый раз встречали весну?
Дети: На масленицу.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?
Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну:
«Весна, весна-красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».
Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд. Вспомните, что обозначает слово «обряд»?
Дети: Действие в честь праздника.
Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?
Дети: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Детки малые, да тетки большие, а знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….
Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка?.
(дети показывают)
Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Так давайте позовем жаворонков. Тимур, Артем, давайте послушаем как старшие ребята будут зазывать жаворонков.
1 ребенок:
Эй жавороночки,
Мои деточки,
Прилетайте к нам!
2 ребенок:
Принесите вы нам
Весну теплую!
3 ребенок:
Унесите от нас
Зимушку холодную!
4 ребенок:
Нам зима надоела,
Все сено поела!
Воспитатель: Молодцы, хорошо позвали. И вот ранним утром донесется трель «-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их его певцами весны. Послушайте голос жаворонка. \
(запись)
Воспитатель: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.
Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках».
( воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий, красный на пол). Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка, жаворонки, улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
(проводится игра)
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись. Проходите на лавочки и я продолжу свои рассказ о народном празднике. Ребята, помните мы с вами говорили, что на Масленицу пекут блины; на Рождество, пироги, крендельки; на Пасху, куличи? Так вот вся эта праздничная выпечка называется «обрядная выпечка». Давайте повторим вместе.
Дети хором: «Обрядная выпечка»
Воспитатель: Так вот 22 марта все хозяйки вместе со своими детьми выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы. А вы пекли сегодня жаворонков?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте продолжим народную традицию и сделает жаворонков из соленого теста.
(объяснение и показ)
Скатываем шар
Раскатываем небольшую колбаску
Делаем петлю так, чтобы один конец был длиннее (хвостик)
Формируем головку, оттягиваем клюв
Оформляем глаза изюмом
Сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья
Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Я его посажу на противень, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.
Воспитатель: А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику. Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.
(воспитатель сопровождает слова показом)
Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетает и поем «-чри-чрии-и-и»
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет!
(дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, вспомните, что нужно сделать?
Дети: Надеть фартуки и нарукавники
(дети надеваю одежду)
Воспитатель: Теперь вспомните, как нужно работать с тестом
Дети:
1. Клади инструмент в безопасное место
2. Работай со стекой только на подкладной доске
3. Будь внимателен, не порань руку
Воспитатель: Правильно, во время лепки не забывайте о правильной осанки, спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. И так, мои дорогие, приступайте к лепке жаворонков.
(звучит спокойная музыка, во время работы подбадривая детей можно повторить поговорки)
Воспитатель:
1. Дело мастера боится
2. Сделаю раз сто - будет просто
(индивидуальная помощь, если необходима)
Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы - жаворонки получились. Я их отдам выпекать на кухню. Когда они будут готовы, вам их принесут, вы их раскрасите и на прогулке весну кликать будите. И родителям об этом обряде расскажите.
(воспитатель спрашивает у 2, 3 детей).
Анализ:
1. Как вы думаете, какие получились жаворонки?
2. Какое у вас вызывает настроение эти фигурки?
Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились. Молодцы. На Руси в этот день дети всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.
Становитесь в хоровод
Дружно, веселее,
Будем славить птиц прилет
Становить скорее!
(хороводная игра «Воротца»)
Все возьмитесь за руки, я ведущая. Все идите за мной под музыку. Когда музыка остановится, пара, перед которой я остановлюсь, берется за руки и образует «Воротца». Все за мной проходят в эти воротца под музыку до того как музыка опять закончится. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не встанут в пары – воротца.
Воспитатель: Понравилась вам игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами разучили еще одну русскую народную игру «Воротца».
Анализ занятия :
Что вам понравилось в нашей встрече?
Что вам показалось трудным?
Кого мы приглашали закличками?
Воспитатель:
Посидели мы рядком,
И поработали ладком,
Жаворонков мы слепили –
Весну – красну пригласили!
Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.