Наталья Хотькова
Занятие по познавательному развитию у старших дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие образного и пространственного воображения, зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, способности анализировать и комбинировать, самоуважения детей, мелкой моторики.
Материалы к занятию: музыкальное сопровождение, подушки-думочки, картинки с изображением игрушек, одежды, посуды и прочих товаров.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Минутка вхождения».
Дети сидят на подушках. Под спокойную музыку психолог говорит: «Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня. (имена детей! А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».
2. Игра «Театр стихов».
Гном заваривает чай
Лист малины, лист брусиики,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле, не скучай –
Гном заваривает чай.
От холодной непогоды
Хорошо добавить меду.
Аромат наполнит дом.
Сам доволен будет гном.
Так за дружеской беседой
И дотянешь до обеда.
3. Игра «Универмаг».
Для игры понадобится подобрать цветной картон (формата А4) и интересные картинки с изображением игрушек, одежды, посуды и прочих товаров, которые могут продаваться в универмаге. На картинках также могут быть изображены сладости. Цветной картон нужно разделить на квадраты, чтобы их получилось 16 на каждом листе (4 х 4). Далее в квадраты необходимо поместить картинки в произвольном порядке. Следует также подготовить предмет, который будет выполнять роль указки.
Правила и ход игры
Психолог располагает игровое поле перед детьми и сообщает, что гномы отправляются за покупками в универмаг. В этом универмаге четыре этажа и много разных отделов. Дети будут по очереди помогать каждому гному попасть в нужный отдел, указывая словами направление движения: вверх, вниз, вправо, влево. Гном при этом перемещается на одну клетку (один ход) в нужном направлении (движение наискосок не разрешается). Психолог сообщает каждому ребёнку, где находится его гном и куда он хочет попасть, а затем указкой сопровождает движения гнома в соответствии со словами игрока.
Когда все покупки в универмаге сделаны, каждому ребёнку предлагается по памяти повторить, через какие отделы проходил маршрут его гнома. Если подготовлено несколько игровых полей, психолог может их чередовать.
Варианты игры:
• детям предлагается по памяти сказать, где находится тот или иной отдел универмага;
• детям предлагается следить за перемещениями гнома без помощи указки психолога;
• психолог определяет количество ходов каждого гнома (3 или 4, но не задаст его начального и конечного положения и не сопровождает движения гнома указкой. Ребенок сам выбирает начало маршрута и словами (вверх, вправо и т. д.) указывает направление движения, пока гном не сделает положенные 3 или 4 хода;
• задача детей - проследить за маршрутом гнома и назвать отдел, в котором он остановился.
4. Игра «Переход через пропасть».
Для проведения этой игры также не потребуется никаких пособий.
Правила и ход игры
Психолог сообщает, что путешественникам необходимо перебраться через пропасть (через реку, яму и т. д.) по бревну (по дощечке и т. д.). Он обозначает границы воображаемой пропасти и предлагает играющим внимательно следить за тем, как он первым переберется на противоположную сторону. После того как психолог покажет путешественникам путь, они по одному совершают переход.
Увлекательность и сложность игры зависит от условий, которые предложит психолог.
Варианты игры:
• предлагается совершить прыжок через воображаемую яму;
• в облегченном варианте предлагается использовать веревочку, символизирующую висячий мостик.
5. Заключительный этап.
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит сказать, какая игра понравилась больше всего. Дети передают друг другу клубочек ниток, поочередно высказывают своё мнение.
Психолог задаёт вопросы:
1. Что запомнилось на сегодняшнем занятии?
2. Понравилось им делать «покупки» с гномом?
6. Ритуал прощания «Солнечные лучики».
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. В конце пожелать друг другу доброго дня.