Светлана
Занятие по познавательному развитию «Познакомим Незнайку с зимними видами спорта и свойствами снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему:
«Познакомим Незнайку с зимними видами спорта и свойствами снега и льда»
Цель: расширять представления о зимних видах спорта, развивать интерес к занятиям спортом, формировать потребность в здоровом образе жизни;
формировать исследовательский и познавательный интерес детей через экспериментирование со снегом и льдом.
Задачи:
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Познакомим Незнайку с зимними видами спорта и свойствами снега и льда“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние виды спорта. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Спорт. Зимние виды спорта
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные:
- обогатить знания детей о зимних видах спорта;
- формировать представление о пользе занятий спортом для здоровья;
- Формировать у детей представления об окружающем мире ( предметах и явлениях неживой природы: снеге и льде).
- экспериментируя со снегом и льдом, формировать умение выделять в них существенные свойства и качества, находить отличительные и сходные признаки.
-выработать у детей технологические навыки в организации опытов, прослеживать результаты и фиксацию их с помощью условных знаков.
Развивающие :
- развивать интерес к спорту и здоровому образу жизни
- развивать умение анализировать и делать выводы.
-. развивать речь детей;
- упражнять в образовании прилагательных.
- развивать познавательную активность, мышление.
Воспитательные :
-воспитывать положительное отношение к персонажу – Незнайке.
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности, к результатам опытов.
Материал к занятию : иллюстрации «Зимние виды спорта», термос, оборудование для экспериментирования со снегом и льдом (баночки с водой, цветной картон, пластмассовые ложечки на каждого ребёнка, емкости, салфетки, снег и лёд.)
Ход:
Стук в дверь, входит Незнайка.
Незнайка : здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я прилетел к вам в гости из далекой Африки. Приехал и очень удивился: все кругом белое, деревья стоят без листьев, солнышко светит, но не греет, очень холодно, а с неба падает белый песок! Может у вас что-то случилось?
В: у нас такое происходит каждый год. Это время года называется …. /зима/
Незнайка : и вы любите зиму?
В: Ребята, давайте поиграем в игру : вы будете передавать снежинку и говорить за что вы любите зиму. / дети предают снежинку друг другу и говорят какая зима/
Незнайка : а мы с друзьями любим бегать, прыгать, играть с мячом. А что можно делать зимой?
В: а вот послушай стихотворение и узнаешь.
Нам морозы – не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Незнайка : я даже не понял о чем вы говорите.
В: а мы тебе сейчас обо всем расскажем и покажем /дети садятся на стульчики/
Ребята отгадайте загадки о видах спорта.
«Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу» /лыжи/,лыжный спорт, а как называют
спортсмена-лыжник.
«Лишь в морозную погоду,
Надевают их на ногу.
Как на речке встал ледок,
Дети мчатся на каток.
Чтобы не было тоски,
Надевают все…» /коньки/ конькобежный спорт,а спортсмен-конькобежец.
А если спортсмены танцуют на льду под музыку, этот вид спорта
называют… /фигурное катание, спортсмены-фигуристы. /
А еще в игре говорилось про катание на санках, а ведь есть и вид спорта-
санный спорт, спортсмен на специальных санях спускается по ледяной
трассе, спортсмены называются саночники.
С коньками связан еще один вид спорта вот послушайте загадку:
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»
— Там идет игра — … /хоккей/, а спортсмен-хоккеист.
В: пока ты у нас в гостях, ребята могут научить тебя некоторым видам
спорта!
Незнайка : а если заниматься спортом в такой холод, то можно заболеть!
В: ребята, а что нужно делать, чтобы не болеть и стать сильными и крепкими, как настоящие спортсмены?
Незнайка : чем можно заняться зимой я понял, а откуда берутся снег и лед?
В: чтобы лучше познакомиться со снегом и льдом и их свойствами я приглашаю вас в снежную лабораторию.
Берите стульчики проходите к столам и садитесь. Но прежде чем приступить
к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории : что можно
делать, а что нельзя.
«Всю зиму смирно лежит, а потом убежит»
В: Что это, ребята?
Д: Снег.
Откуда падает снег на землю / снег падает из пушистых облаков/
На что похожи снежинки? /на звездочки/
В: А какой снег?
Д: Белый, пушистый, холодный.
«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно»
В: А это что?
Д: Лёд.
В: А какой лёд?
(Дети трогают лёд руками)
Д: прозрачный, холодный, твердый.
Экспериментальная деятельность в снежной лаборатории
Опыт №1. «Определение качества снега и льда».
На столах лежат кусочки льда и снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите в одну руку снег, а в другую лёд и скажите, что у них общего?
Д: И снег, и лёд – холодные, тают на тёплой ладошке (обе ладошки стали мокрые).
В. А чем они отличаются друг от друга?
Д. Лёд твердый, а снег мягкий. А ещё лёд тяжёлый, а снег лёгкий. Если их сравнить по цвету, то снег белый, а лёд бесцветный.
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
Опыт № 2: «Воздействие температуры»
В: Ребята, я положу в один стаканчик лед, а в другой стаканчик — снег. Теперь мы поставим эти ёмкости в тёплое место (на батарею) и вернемся к ним позже.
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь положите под кусочек льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Д. Под снегом не видно ничего, а подо льдом видно. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Лёд прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №4. «Тонет - не тонет».
В. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения). Давайте проверим.
В один стакан с водой комнатной температуры кладем комочек снега в другой лед, наблюдаем, что происходит (не тонут, легче воды).
Вывод: Лед и снег не тонут.
В: ребята, а у вас не замерзли пальчики, давайте их согреем
«1,2,3,4,5. /поочередно загибаем пальцы/
Мы во двор пошли гулять / указательным и средним шагают по столу/
Бабу снежную слепили, /лепят комочек двумя ладонями/
Птичек крошками кормили, /крошат хлеб всеми пальчиками/
С горки мы потом катались, /ведут указательным пальцем по ладони другой руки/
А еще в снегу валялись, /кладут ладошки на стол то одной стороной то другой/
В садик все в снегу пришли. /стряхивают ладошки/
Сьели суп и спать легли». /движения воображаемой ложкой, руки под щеку/
Опыт №5 «Определение запаха».
В: Ребята как вы думаете, а снег и лед имеют запах? (ответы детей).
Давайте проверим.
Вывод: Лед и снег не имеют запаха.
Опыт №6. « Определение плотности».
А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить снег. Получается?
А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Снег - рыхлый, лёд – твердый, но если по нему ударить,он разобьется- твердый, но хрупкий
Продолжение опыта №2
В: Давайте вернёмся к нашему опыту на воздействие тепла на лёд и снег. Проверим, что произошло со снегом и льдом в тёплом месте. Что вы видите? (Воду.) Что можно сказать про лед? (Лед растаял в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? (Он тоже растаял и превратился в воду). Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Снег и лёд под воздействием тепла тает.
В: ну вот ребята вы и познакомились со свойствами снега и льда.
Незнайка : как же мне это все запомнить, чтобы рассказать своим друзьям?
В: не переживай Незнайка, давайте еще раз все вспомним.
Д: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, не имеет запаха, под действием тепла превращается в воду.
Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, не имеет запаха, под действием тепла превращается в воду.
А как превратить воду обратно в лед? /вынести воду на холод/
Незнайка : Спасибо ребята, я много от вас узнал интересного. А сейчас мне пора домой. Досвидания, друзья!