Наталья Бикметова
Занятие по познавательному развитию детей старшей группы «По дорогам радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие по познавательному развитию детей старшей группы (5-6) лет.
Тема занятия «По дорогам радуги»
В группе 29 детей: группе 11 мальчиков, 18 девочек. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги, рассматривать энциклопедии. В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли. Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДО, рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей, принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес, принцип доступности (соответствие возрастным особенностям, принцип психологической комфортности. Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию по основной образовательной программе дошкольного образования.
Публикация «Занятие по познавательному развитию детей старшей группы „По дорогам радуги“» размещена в разделах
Для реализации задач в занятии были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи. На каждом этапе занятия в работе с детьми использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации. Были подобранны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Техническое оснащение занятия: компьютер, проектор для демонстрации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
Подготовка к занятию сопровождалось овладением новыми знаниями в области ИКТ, а также поиском нужной информации в Интернете. Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.
Актуальность занятия для ребенка предполагает повышение и закрепление уровня познавательного и речевого развития. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использовала наглядно-дидактический материал. Занятие разработано в рамках разделов «Познавательное и речевое развитие» образовательной программы МБДОУ №12, составленной на основе ФГОС ДО.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная ин-формация к конспекту)
1.1 Доминирующая образовательная область Познавательная Согласно ФГОС ДО
1.2 Вид деятельности детей Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкально-художественная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Итоговое интегрированное занятие «По дорогам радуги»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Практические:.
Наглядные:
Изображение радуги (презентация)
Раздаточный материал (колокольчики и ромашки по 5 штук на каждого ребенка)
Ручейки по 5 штук на каждого ребенка (разной длинны и ширины)
Карточки с цифрами
Мяч
7 конвертов разного цвета (цвета радуги)
Карточки с двумя полосками
Движения и проговаривание слов физ. минутки;
Словесные: задачи, смекалки, итоги, выводы, беседы по вопросам, по-ощрение, беседа, диалог.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Старшая группа №2 (5 – 6 лет)
5. Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройден-ному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности
6. Задачи:
6.1 • - закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели; Дети знают и называют времена года, их признаки
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток; Дети знают и называют части суток.
- закреплять счёт количественных и по-рядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения; Дети умеют сравнивать предметы разными способами
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны; Дети знают и называют материалы из которых изготовлены предметы и называют их свойства
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево; Дети умеют двигаться в заданном направлении
- закрепление умения употреблять обобщающие слова. Дети знают и называют обобщающие слова
6.2 - расширять словарный объём детей, диалогической речи;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
- развивать моторику рук.
Дети умеют спокойно сидеть на стульчиках во время занятия, отвечают на вопросы воспитателя, ведут диалог с педагогом.
6.3 -воспитывать любознательность, наблюдательность;
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность Дети внимательно слушают текст, активно отвечают на заданные вопросы.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
7.1 Затруднения
В ответах на вопросы и выполнение заданий Способы преодоления
Помощь воспитателя
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельно-сти) Изображение радуги (презентация)
Раздаточный материал (колокольчики и ромашки по 5 штук на каждого ребенка)
Ручейки по 5 штук на каждого ребенка (разной длинны и ширины)
Карточки с цифрами
Мяч
7 конвертов разного цвета (цвета радуги)
Карточки с двумя полосками
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Занятия в течение всего учебного года
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) С помощью игрового приема воспитатель определяет для детей тему деятельности.
Активизирует творческое воображение детей, их внимание
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто я?
Дети: Художник.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг.
(Дети здороваются и встают в круг).
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, правильно, я художник и для вас приготовила красивую картину, которую я сама нарисовала, но сначала отгадайте загадку:
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …радуга
Вот она, смотрите!
Что за чудо - чудеса
в гости радуга пришла
и дорожки принесла,
Все дорожки не простые,
а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет
- тот играет,
Много знает,
всегда красиво говорит,
В школу перейти спешит!
Воспитатель, переодетый в художника, встречает детей. Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».
(На слайде 1 изображение радуги).
1.2 Мотивация деятельности детей
Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? Дети: да!
Воспитатель: Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Радуга гаснет Как же мы теперь перейдем в школу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Или вы мне поможете вспомнить расположение цветов радуги?
Дети: да!
Воспитатель: Хорошо.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определён-ной последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в школу.
Дети: да!
Воспитатель достаёт из кармана (сумки) цветные конверты 7 штук.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета.
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный!
Воспитатель: (открывают красный конверт) Читает задание
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна.
Слайд 2 картинка о весне.
Воспитатель: Назовите месяца весны? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д. Дети по очереди называют прилагательные
Воспитатель: После, какого времени года наступила весна?
Дети: После зимы пришла весна
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете про весну?
Дети:
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я хочу предложить вам поиграть… (Физминутка)
Ребята, представьте, что зимой вы были большим «Снеговиком».
Всю зиму сугроб «простоял» под большим деревом. (дети присели в куч-ке с воспитателем, изображая сугроб.)
Но вот пришла весна, пригрело солнышко,
Озорные лучи защекотали снеговика
Не выдержал снеговик - рассмеялся, растаял –
Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить. (дети разбежались по залу и сели за столы на стулья)
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их? (5). А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?
(дети выполняют задание, а в конце вызвать троих по очереди детей для проверки задания).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. Рисует красную дорожку.
Воспитатель: А откуда появились ручейки весной?
Дети: Потому что стало тепло, солнце светит ярче…
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку,
он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
напугал большую кошку
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку; трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги? выбирают оранжевый 2 конверт.
Воспитатель: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». В этом чудесном мешочке лежат различные предметы, которые сделаны из раз-личных материалов.
Ваша цель: выбрать и принести по одному предмету и положить к соот-ветствующему предмету, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.
Воспитатель: Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.
Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!
Художник путает детей. Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт. Картинка 3 поляна с цветами, дети сели за столы
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Приса-живайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 ко-локольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте?
ДЕТИ: Нет.
Воспитатель: На сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и коло-кольчиков?
Дети: Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик.
Воспитатель: Обозначьте количество, соответствующей цифрой.
Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги.
Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Дети выбирают зеленый конверт 4 Какое же задание нам приготовлено?. А теперь я предлагаю немного поиграть.
Игра в кругу с мячом «Наоборот» Дети становятся в круг. У воспитателя мяч в руках. Игра в кругу с мячом называется «Наоборот» Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.
Примерный набор слов:
большой – маленький,
горячий – холодный,
далекий – близкий,
высокий – низкий,
широкий – узкий,
гладкий – шершавый,
зимний – летний,
сладкий – горький,
быстрый – медленный,
сильный – слабый,
черный – белый,
толстый – тонкий.
Воспитатель: Появилась следующая зеленая дорожка радуги.
Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?
Воспитатель читает: «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают.
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков
- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
- солнце светит днем, а луна …. (ночью).
- ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте с вами вспомним небольшое стихотворение: Ребёнок рассказывает. Встают в круг, повторяют движения за ним.
В понедельник я купался,
а во вторник рисовал
В среду - долго умывался,
а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появилась следующая, голубая дорожка радуги. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6.
Д/и «Кто это? Что это?». Дети должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Показ картинок на мониторе.
Яблоко. Что это? (Фрукт).
Кит. Кто это? (Рыба).
Береза. Что это? (Дерево).
Тюльпан. Что это? (Цветок).
Головной убор? (Шапка, шляпа).
Кухонный прибор? (Мясорубка, миксер).
Постельная принадлежность (Простыня, наволочка).
Часть самолета (Крылья) и т. д.
Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.
Игровое упражнение «Правильно пойдешь – клад найдешь».
Воспитатель: Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. При помощи считалки выбирается водящий:
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает на право, и делает три шага и т. д. остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него медали и угощение.
Воспитатель: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Воспитатель: Ребята, а что случилось сегодня с радугой? Понравилось вам помогать художнику? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?
Воспитатель: Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали, которые будут напоминать о нашей встрече.
Звучит музыка Н. Овсейчик «Радуга»
Дети:
Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
На травушку шелковую, на речку бирюзовую,
На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок
Воспитатель:
Мы по дорожкам радуги шагали,
все сложные задания выполняли.
В подготовительную группу нам идти пора,
до свидания друзья!
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Чтение художественной литературы Чтение стихотворений, рассказов, сказок о временах года, признаках природы. Выполняется в дет-ском саду
4.2 Подвижная игра Разучивание подвижной игры русской народной игры «Ручеек»
Выполняется в дет-ском саду
Примечание: Время занятия было распределено рационально, в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями и возрастными особенностями детей. Разнообразные виды заданий обеспечивали занятость всех детей с учётом их способностей. Деятельность детей носит познавательно - развивающий характер.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадка
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …радуга
Стихотворения
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Вот она, смотрите!
Что за чудо - чудеса
в гости радуга пришла
и дорожки принесла,
Все дорожки не простые,
а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет
- тот играет,
Много знает,
всегда красиво говорит,
В школу перейти спешит!
Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
На травушку шелковую, на речку бирюзовую,
На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок
Мы по дорожкам радуги шагали,
все сложные задания выполняли.
В подготовительную группу нам идти пора,
до свидания друзья!
Пословицы
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Физминутки
В понедельник я купался,
а во вторник рисовал
В среду - долго умывался,
а в четверг – в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку,
он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
напугал большую кошку
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал
Д/и «Кто это? Что это?».
Яблоко. Что это? (Фрукт).
Кит. Кто это? (Рыба).
Береза. Что это? (Дерево).
Тюльпан. Что это? (Цветок).
Головной убор? (Шапка, шляпа).
Кухонный прибор? (Мясорубка, миксер).
Постельная принадлежность (Простыня, наволочка).
Часть самолета (Крылья) и т. д.
Игра в кругу с мячом «Наоборот»
Примерный набор слов:
большой – маленький,
горячий – холодный,
далекий – близкий,
высокий – низкий,
широкий – узкий,
гладкий – шершавый,
зимний – летний,
сладкий – горький,
быстрый – медленный,
сильный – слабый,
черный – белый,
толстый – тонкий.
«Задание на сообразительность».
Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают.
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков
- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
- солнце светит днем, а луна …. (ночью).
- ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).