Анна Савинова
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с воздухом.
Образовательные задачи:
- Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. - Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на Земле.
- Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Методы и приемы:
практические: эксперимент
наглядные: показ, рассматривание
словесные: рассказ, вопрос
Оборудование: Воздушная игрушка «Воздушинка», салфетки бумажные, веера, пакеты, стаканы пустые, емкость с водой, водолаз из бумаги, трубочки, стаканы с водой, накидки. Иллюстрации (карточки) для игры «Добрый и злой ветер», аудиозапись ветра.
Активизация словаря: кислород, невидимый, прозрачный.
Предварительная работа:
- Загадывание загадок, чтение художественной литературы.
- Наблюдения за температурой воздуха, за ветром, облаками.
- изготовление вееров, вертушек.
- Игры с ветром. (куда ветер подует)
- Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Ход занятия:
В группу воспитатель вносит игрушку - надувную куклу.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас в гостях кукла, зовут её Воздушенка.
- Посмотрите, что она умеет делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
- А вы умеете летать?
(ответы детей)
-Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют какая она
- А что еще может быть воздушным? (ответы детей)
(мыльные пузыри, воздушный шар, шарик).
- А как вы думаете, что у неё внутри? (ответы детей)
-Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (ответы детей)
(Воздух нужен, мы им дышим)
-Кто еще дышит воздухом? (ответы детей)
(птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
- А как можно назвать все это одним словом? (ответы детей)
(живая природа)
- Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет? (ответы детей)
- Давайте проверим?
- Чтобы это проверить, нужно перейти в волшебную лабораторию, где происходят различные чудеса. Чудеса – дело не простое. Чудеса делают настоящие волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Воздушинка назначила меня «феей наук», я возьму волшебную палочку, буду говорить слова, а вы выполняйте то, о чем я говорю:
«Чики-чики-чикалочка,
Помоги мне волшебная палочка,
Вокруг себя повернись,
В волшебников превратись!»
(Дети выполняют)
Воспитатель взмахивает палочкой и помогает одеть детям накидки.
-Теперь вы настоящие волшебники наша комната превратилась в научно-исследовательскую лабораторию.
Опыт №1.
Воспитатель:
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
- Что наблюдаем? (ответы детей)Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
- Какой сделаем вывод?
Вывод: У нас внутри есть воздух, мы им дышим
- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (ответы детей (Воздух находится вокруг нас).
-Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой?
Вывод: Воздух невидимый, прозрачный
- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (воспитатель показывает пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
- Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане.
Опыт № 2:
Воспитатель:
- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
- Проверьте, намок он или нет?
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Стакан вовсе не пустой, его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду. Воздух не тонет.
- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)
-Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
- Возьмите их в руки.
Опыт № 3:
Ловим воздух. Закручиваем пакет.
Вывод: воздух можно поймать.
- А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.
Физкультминутка «Игра с пакетами»
1. подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
2. возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
3. наклоны в стороны с поднятыми пакетами вверх (влево - вправо).
4. наклоны с поднятыми пакетами вверх вперед - назад.
Предложить детям присесть (на коврик).
Воздушинка загадывает загадку :
- Послушайте музыкальную загадку и скажите, что это?
Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).
(ответы детей) (ветер, мы услышали звуки ветра)
Воспитатель:
- А можем ли мы увидеть ветер?
- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (ответы детей (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).
Игра в кругу с мячом:
- Какой бывает ветер?
( Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, колючий, прохладный, северный, южный, западный, восточный)
- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)
Опыт № 4:
- Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)
- Так что же такое ветер?
- Оказывается ветер – это движение воздуха
- Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»
Разделимся с вами на две команды (по счету первый-второй)
Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.
- Молодцы, все сделали и рассказали правильно.
Воспитатель.
Опыт №5
- А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать.
- Что почувствовали?
Вывод: человеку долго не дышать невозможно.
- Правильно, без дыхания невозможна жизнь.
Для дыхания воздух должен быть свежим, чистым. Мы вдыхаем чистый воздух, а выдыхаем использованный.
- На Земле живет много людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняет воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать?
- Правильно, ребята, — растения и деревья.
- Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород.
- Давайте скажем вместе "кислород". Молодцы!
- Ну, что ж пришло время вернуться в наш детский сад и вспомнить, что же мы узнали нового в лаборатории.
Подведение итогов
Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер (это движение воздуха)
Кто не может жить без воздуха?
Какой мы вдыхаем и выдыхаем воздух?
Как воздух становится чистым?
Как называется чистый воздух?
- Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а Воздушинка вас благодарит и предлагает вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить свойства воздуха.
Кукла:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишке на макушке
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Воспитатель
- Ребята, Воздушинка хочет вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку - мыльные пузырьки. (Дети благодарят куклу).
Воспитатель:
- Давайте попрощаемся с куклой