Надежда Резниченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Знакомство с ветром» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим на тему : «Знакомство с ветром» в подготовительной группе
Программное содержание:
1. Познакомить детей с природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Знакомство с ветром“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Закрепить умение детей делать самостоятельно выводы, умозаключения в ходе экспериментальной деятельности.
3. Развивать мышление, любознательность, познавательный интерес.
Словарная работа:
Обогащение словаря: вулкан
Активизация словаря: ветер, воздух, опыт.
Материал к занятию : 2 свечи, 2 подсвечника, 2 таза с водой, кораблики, иллюстрация вулкана (спящий, действующий, сода, слабый раствор уксуса, эмблемы для каждого ребенка, макет вулкана).
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, загадка, подсказка, использование ТСО.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Надежда Викторовна, я пришла из Волшебной страны следопытов. А вы знаете, кто такие следопыты? (ответы детей). Следопыты – это люди, которые разгадывают разные тайны. А вы хотите стать следопытами?
Дети: Да!
Воспитатель: Я вас посвящаю в следопыты (раздает эмблемы).
Ну, а теперь мы отправимся в страну следопытов. А прежде, чем отправится, мы отгадаем загадку об одном невидимке.
Загадка:
Не конь по полю гуляет
Не птица, а в небе летает?
Дети: Ветер
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о ветре.
Ребята, а что ветер умеет делать?
Дети: ветер может гулять, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь, освежить, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте ветер приносит пользу или вред?
Дети: ветер может навредить человеку: разрушает дома, ломает деревья, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза, переворачивает деревья, мешает летать насекомым, сдувает их, уносит.
Воспитатель: Как ветер помогает нам?
Дети: надувает паруса и парусные лодки плавают, плывут корабли; вертит крылья ветряных мельниц для того, чтобы молоть зерно; люди летают на дельтаплане, раздувает семена растений, деревьев.
Воспитатель: А теперь послушайте музыкальные фрагменты (подобраны музыкальные композиции со звучанием резкого ветра, шквального, тихого). Определите, о каком ветре идет речь?
Воспитатель: Вот какой разный ветер бывает. А теперь подумайте, каким может быть ветер? (если затрудняются дети ответить, то воспитатель предлагает поднести ладошку ко рту и подуть). Какой воздух (теплый, резкий, а если ладошку на расстоянии (холодный).
Дети: ветер бывает: сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, быстрый, резкий, незаметный.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как получается ветер? Откуда он берется. Для того, чтобы понять, я покажу вам опыт.
Опыт 1. Приоткрываем дверь, зажгли свечи: первая свеча снизу, вторая наверху. Дети определяют, куда направляется пламя свечей (нижнее - во внутрь помещения, верхнее наружу).
Почему так происходит? У нас в комнате теплый воздух. Он может летать путешествовать. В комнате воздух поднимается вверх, ему хочется поскорее вырваться и полететь.
А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Он тяжелый неповоротливый, поэтому находится у земли. Откуда он будет входить к нам сверху или снизу? Получается, что один воздух теплый движется вверху, а навстречу ему, внизу ползет холодный.
Вывод: Там, где двигаются и встречаются, теплый и холодный воздух – появляется ветер. Ветер – это движение воздуха. Воздух большой непоседа. Он всегда движется, создавая ветер.
Физкультминутка: А сейчас представьте, что вы снежинки. Я включаю вентилятор, а вы покажите, как кружатся снежинки.
Опыт 2. На столах стоят тазы с водой (красная вода, черная, желтая).
Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны, чем сильнее дуть, тем больше волны. Если подуть сильнее, море разбушуется. Почему?
Вывод: Мы выдыхаем с вами теплый воздух, он встречается с холодным, появляется ветер.
Опыт 3. Опустите парусные кораблики в тазы с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Ребята, почему плывут корабли?
Вывод: Потому, что создали ветер, пошло движение воздуха. Вот почему движутся корабли парусные, благодаря ветру.
Воспитатель: А, если не дуть? Корабли не двигаются, стоят на месте. Ребята, а если ветер будет очень-очень сильно дуть, то, что в море может произойти?
Дети: шторм, кораблекрушение.
Художественное слово: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Итог занятия : Ребята, что вы сегодня узнали? Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух – появляется ветер.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось открывать тайны? Вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. В знак благодарности, я хочу вам показать еще один опыт. Посмотрите на картинку и скажите что это? (фото вулкана)
Дети: Это вулкан
Воспитатель: Правильно. Есть вулкан спящий, который спит много лет (фото). А есть вулкан – действующий (фото). На самом верху находиться кратер – это большое отверстие, откуда изливается раскаленная лава. Застывая она превращается в твердые камни. Я сейчас вам покажу действующий вулкан.
Опыт4. Воспитатель (выливает красную цветом уксусную воду в стакан – заранее, ставит под макет вулкана) берет соду и высыпает в стакан с уксусом (разбавленный) и получается – изливается красная лава из кратера. Так происходит извержение вулкана. Ребята вы сегодня посмотрели извержение вулкана. Узнали, какие бывают вулканы. Я вам хочу дать домашнее задание, ответить на вопрос. Почему происходит извержение вулкана?
Я очень была рада с вами познакомится. Вы сегодня побывали в волшебной стране следопытов и стали следопытами! Поздравляю вас!