Галина Михальченко
Занятие по ознакомлению детей с живописью в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, я оформила для вас выставку "Зимний пейзаж".
Давайте посмотрим на первую картину.
Она написана с фотографии.
Звучит музыка А. Вивальди "Зима".
Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. Сурикова "Зима" :
"Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно. "
1. Какие деревья изображены здесь?
2. Как расположены деревья?
3. Что сначала бросается в глаза?
4. Почему в глубине лес тёмный?
Ответы детей : Лес старый, тёмный, дремучий, непроходимый.
Деревья, как-будто в снежных шубах.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с живописью в подготовительной группе,» размещена в разделах
Воспитатель детские рассказы по картине оценивает вместе с другими детьми,
затем обобщает ответы: Деревья, покрытые белыми шапками, будто
вросли в снег. Зима - волшебница. Она очаровывает природу,
украшает её невиданными нарядами. Поистине - волшебное время года.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Есенина:
"Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. "
Воспитатель: Давайте рассмотрим вторую картину.
Звучит музыка П. И. Чайковского "Зимние грёзы".
Ребёнок читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева "Зима" :
"Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. "
Воспитатель: Автор этой картины "Иней" С. Никиреев.
1. Какое чувство, настроение вызывает эта картина?
2. Что главное в этой картине?
3. Какие цвета использовал художник, чтобы передать загадочность своего леса?
4. Какие цвета подобрал художник, когда писал деревья в тени?
Ответы детей : Лес на картине загадочный.
Главное на картине - хмурый, пасмурный, холодный зимний день.
Загадочность лесу придают чёрные, серые и белые цвета.
Деревья в тени угрюмые, написаны чёрным цветом.
Ответы детей воспитатель обобщает:
"На этой картине изображён холодный зимний день. Деревья опушены инеем,
как будто одели кружевные наряды. Старый дуб раскинул свои ветви, будто
хочет закрыть от ветра и стужи маленькие кустарники, которые жмутся
друг к другу: вместе не так холодно. Природа, как-будто, задумалась
или заснула. "
Воспитатель: А теперь, ребята, рассмотрим третью картину.
Автор этой картины Игорь Эммануилович Грабарь.
Называется картина "Февральская лазурь".
Звучит музыка П. И. Чайковского "Зимнее утро".
Ребёнок читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".
"Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит. "
1. Что больше всего поразило вас в картине?
2. Какой день изображён на картине?
3. Какие цвета использует художник, изображая небо, снег?
4. Какие оттенки цвета использовал художник, когда писал стволы и ветви берёз?
5. По цвету картины можно узнать, радостное или печальное событие изображает
художник?
Ответы детей : Поразила берёза с раскидистыми ветвями и золотым стволом, а ещё
хорошо, что у неё много подружек-берёзок.
Здесь изображён яркий, солнечный, зимний день.
Художник использует синие, голубые, белые и золотистые цвета.
Настроение от картины радостное. Конец зимы - природа в ожидании
весны, когда всё оживает.
Воспитатель обобщает ответы детей :
"Эта картина пронизана светом, переливами красок. Художник
изобразил праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых
веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Зрелище
фантастической красоты, где перекликаются все цвета радуги,
объединённых голубой эмалью неба. Берёзка на переднем плане
похожа на величавую царевну из сказки, а её подружки - тонкие
снежные берёзки - похожи на невест в белых платьях. Картина
вызывает радостное настроение - конец зимы. Ведь скоро весна!"
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим четвёртую картину.
Звучит музыка Г. В. Свиридова "Зима".
Ребёнок читает стихотворение М. Ю. Лермонтова "На севере диком" :
"На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт. "
Воспитатель: Автор этой картины "На севере диком",ребята, уже знакомый вам
замечательный русский художник И. И. Шишкин.
1. Какие картины этого художника вы уже знаете?
2. Что особенно любил рисовать художник?
3. К чему призывал художник в своих картинах?
4. О чём рассказывает эта картина?
5. Как вы понимаете выражение "север дикий"?
6. Посмотрите, какая сосна на картине?
7. Какими словами можно сказать о снеге, о небе?
8. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам "войти в картину", осмотреться
и рассказать об увиденном, описать свои впечатления.
Ответы детей : Мы знаем картины этого художника - "Рожь", "Утро в сосновом
лесу", "Зима".
Шишкин любил рисовать лес, особенно сосны.
Он призывает нас беречь родную природу, не портить её.
Картина рассказывает о суровой зиме дикого севера.
Там никто не живёт - вот он и дикий.
Сосна на картине одинокая, нарядная, но я думаю ей грустно.
Картина вызывает чувство тревоги, сейчас можэет произойти
что-то страшное.
Воспитатель обобщает ответы детей :
"Художник И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал "На
севере диком". Эта картина навеяна настроением от прочтения
стихотворения М. Ю. Лермонтова. На переднем плане - величавая
сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная,
одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные
одежды. Она горда и неприступна. Пушистый, рыхлый, розоватый
снег покрывает горные вершины. На втором плане - глубокая
ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зелёное небо, на котором
повисли облака, похожие на бесформенные куски ваты. Лишь
одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы".
Воспитатель: Что изображено на всех картинах? (природа, деревья, зима).
Как называются произведения искусства, на которых изображена
природа? (пейзаж).
Чем отличаются эти пейзажи? (разное время суток).
Какие чувства вызывают эти картины? (радость, веселье, грусть,
спокойствие).
Сегодня вы тоже будете художниками-пейзажистами. Каждый из вас
нарисует свой зимний пейзаж. Продумайте композицию своей работы.
Подумайте, какое время суток вы отразите в своей работе, как
расположите деревья на листе.
Не забывайте - у каждого художника свои палитра и колорит.
Готовые детские работы вывешиваются на доске. Проводится анализ работ.
Воспитатель: Нет ничего прекраснее природы, поэтому все художники, поэты,
композиторы воспевали её красоту в своих произведениях. Они
как-будто говорят нам: "Любите и берегите её!"
Вот и вы сегодня нарисовали неповторимые пейзажи.