Елена Лунякина
«Дикие животные зимой». Занятие по окружающему миру в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Дикие животные зимой»
Цель:
— активизация и расширение словаря по теме;
— совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос.
Оборудование: серия картинок «Дикие животные зимой».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Игра «Что за зверь?». «Сегодня будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах». Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке шарик. Он поднимает шарик вверх, говорит: «Вот зверь». Дети: «Что за зверь?» Ребенок: «Это волк» (передает шарик другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных — жителей наших лесов.
2. Развитие мелкой моторики.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
(Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.
При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лесное население
Животных следы мы как книгу читаем.
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лесу население!
(Ладонями рук дети изображают открытую книгу.
Закрывают «книгу».
Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.)
3. Воспитатель: «Ребята, закройте глаза, а я позвоню в волшебный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия «Лось», «Зима»). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Давайте узнаем, как им живется в зимнем лесу». (Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы. Воспитатель помогает отвечать, если дети сами затрудняются это сделать)
Дети: Холодно ли тебе?
Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.
Дети: А что ты ешь зимой? Как помогают тебе люди? И т. д.
Воспитатель: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия «Белка»). (Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.)
Дети: Ты кто? — Я белочка. — От кого ты так бежишь? — За мной гонится куница, она мой враг. — Куда ты спрячешься? — В дупло. — Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?
Воспитатель: Что-то нам стало прохладно пока мы гуляли по зимнему лесу. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.
4. Физкультминутка.
Зайчата
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся на стулья)
5. Воспитатель: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия «Лиса»). На голове ребенка шапочка лисы.
Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?
Воспитатель: А вот и наши любимцы — зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия «Зайцы»).
Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?
Воспитатель: А теперь тихо. Кто это там на поляне?
Дети: Это волки (картина-серия «Волки»).
Воспитатель: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками).
Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. (Звонит в колокольчик.) Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.
6. Итог занятия. Беседа и обобщение полученной информации «Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?»