Надежда Коробочкина
Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ежели вы вежливы. Устные формулы приглашения"
Цели этого занятия по этикету : показать способы развертывания устойчивых формул приглашения; научить пользоваться развернутыми формулами в речи для того, чтобы сделать общение более вежливым, деликатным; формировать у несовершеннолетних навыки культуры общения, умение определять такие нравственные категории, как воспитанность, вежливость.
Публикация «Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета „Если вы вежливы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование занятия : на доске — красочные изображения героев мультфильма Чипа и Дэйла, речевые формулы, употребляющиеся в ситуации приглашения: «Будьте добры, приходите», «Просим вас к нам», «Приходите, пожалуйста», «Не могли бы вы прийти» и т. д., плакат- приглашение от сказочных героев, ТСО — с записью музыки из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».
Первый этап — динамичное, экспрессивное начало, настраивающее детей на проведение занятия по этикету. Слова учителя:
— Я хочу пригласить сегодня на занятие ваших любимых героев — Чипа и Дэйла. Как вы думаете, стоит ли отправить им приглашение? Хорошо, я отправлю это письмо (педагог держит конверт с заранее приготовленным приглашением) и думаю, что герои мультфильма не откажутся к нам прийти. Но мы должны встретить их, как следует, т. е. так, как это делают все воспитанные, вежливые люди (называются цели урока). Итак, письмо отправлено, и мы начинаем занятие.
Второй этап — актуализация опорных знаний по этикету (беседа с детьми, решение ситуативных задач) :
- Какого человека вы считаете вежливым?
- Всегда ли человек, который знает вежливые слова, может быть назван воспитанным? Почему? (Анализ стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?»)
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:- Извините,
Я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, -шепчет Витя -
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите свой ответ.
Вывод: не всякий человек, который знает вежливые слова, воспитан. Воспитанный человек не только знает вежливые слова, но и поступает всегда правильно, он порядочен по отношению к другим людям. Очень хорошо сказал об этом С. Я. Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы». (Чтение стихотворения.)
Ежели вы Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите Старухе.
Ежели вы Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус Вы поможете
Взобраться Инвалиду.
И ежели вы Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы Вежливы,
Поможете Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы то есть сами.
И ежели вы Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку Воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
Основной структурный компонент данного типа занятия — обучение воспитанников развертыванию и правильному употреблению устойчивых формул речевого этикета, в данном случае — формул приглашения.
- Мы выяснили, что значит быть вежливым. Но скоро появятся гости, а вы еще не умеете правильно приглашать. А куда, по-вашему, можно пригласить друзей, родителей, учителя, знакомых? — спрашивает педагог.
1) Анализ ситуаций: пересказ отрывка «Винни-Пух идет в гости». Что Винни-Пух делал неправильно?
- Чтобы человек захотел к нам прийти, его нужно уметь правильно пригласить, такой вывод делают дети.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вежливый индюк».
- Как вы думаете, почему к индюку никто не пришел? Что же индюк делал неправильно? А как нужно было сказать?
Обыгрывание ситуаций: 4 ученика придумывают «приглашения» гостям, используя разные словесные формы.
2) Знакомство со способами развертывания речевых формул.
Какие слова-приглашения вы запомнили? Прочитайте формулы, записанные на доске, посмотрите свои словники. (Детям предлагаются словники, включающие в себя формулы приглашения; см. книгу Н. И. Формановской «Русский речевой этикет». Такие словники, содержащие в себе различные выражения русского речевого этикета, необходимая принадлежность занятий по культуре общения.)
- Чтобы сделать ваше приглашение более вежливым, надо ввести в формулу приглашения обращение, одиночное или распространенное (педагог приводит примеры.). Это первый способ.
Второй способ — надо приглашение сопроводить убедительной мотивировкой, например: «Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Я буду очень рад вашему приходу. Заранее благодарю». Включение в приглашение слов
благодарности делает его по-настоящему вежливым.
Третий, завершающий, этап — решение речевых ситуаций. Слова педагога: «Ну вот, теперь вы знаете, как правильно приглашать в гости. (После этих слов звучит музыка из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».) Вы слышите, кажется, ваши друзья спешат к вам? Но что это? Они стесняются зайти. Давайте, ребята, пригласим их к нам. Используйте, пожалуйста, те формулы приглашения, которые вы узнали.
Дети составляют устные приглашения.
Практическая работа с элементами ролевой игры.
- У Чипа и Дэйла завтра день рождения. Они хотят пригласить к себе Гайку и Вжика, но не знают, как это правильно сделать. Помогите им, пожалуйста.
- Чип и Дэйл приглашают вас поиграть. «Веселая викторина. Кто больше назовет слов приветствия, прощания, приглашения, благодарности?»
- Решите задачу, предложенную вам Чипом и Дэйлом. Пробегая мимо одноклассника, мальчик громко крикнул: «Слушай, забегай ко мне завтра, у меня день рождения! Смотри, подарок не забудь!» Обращаясь к однокласснику, мальчик сделал 4 ошибки. Исправьте их.
- А теперь Чип и Дэйл покажут нам, умеют ли они правильно приглашать. (Чип и Дэйл приглашают ребят в воскресенье к телевизорам на просмотр мультфильма.)
Подведение итогов занятия.