Надежда Коробочкина
Занятие по речевому этикету «Волшебное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
цели: ввести воспитанников в раздел «Речевой этикет и культура общения»; раскрыть перспективы работы по этой теме; убедить воспитанников в необходимости овладения формулами речевого этикета.
Обязательный составной элемент вводных занятий по речевому этикету — необычное, эмоциональное начало. На фоне музыки педагог обращается к детям с такими словами :
Публикация «Занятие по речевому этикету „Волшебное слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
— За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть Сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить-поживать в нем одно удовольствие. Все жители в нем сказочно вежливы, и все они знают волшебные слова. А вы, ребята, хотели бы попасть в этот удивительный город? Напомню, что в нем могут жить только вежливые люди. Поднимите руку, кто из вас хотел бы научиться быть вежливым?
Следующий этап — беседа с воспитанниками с целью выявления знаний и умений младших школьников по данной теме, решение простых коммуникативных задач.
— спрашивает педагог. — Какого человека вы называете вежливым?
— Какие «волшебные» слова вы употребляете в своей речи?
— Знаете ли вы, что означает слово здравствуйте?
— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо?
— А кто из вас может показать, как надо правильно здороваться?
— Какие речевые формулы вы употребляете при прощании?
Составляющий компонент любого занятия по речевому этикету (в том числе и вводного) — анализ или решение коммуникативных и ситуативных задач. На данном уроке несовершеннолетним были предложены такие несложные задачи-ситуации:
— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.
— Посмотрите инсценировку по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово". Почему у бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое "волшебное" слово будет нам лучшим спутником в жизни?
— Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:
Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой
нахмурились сразу. Но папа нашёлся, взглянул
им в глаза. И робко, и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже. Мы купим
другую. Есть лучше в продаже. "Простите",
казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
— Давайте посмотрим, как в различных ситуациях нужно применять «волшебные» слова :
а) мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? " Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их;
б) в классе два учителя — Нина Алексеевна и Анна Васильевна. Уходя из класса, Коля сказал своей учительнице: "До свидания, Анна Васильевна! " Правильно ли поступил Коля?
Готовясь к вводному занятию, педагог дала задание группе ребят проанализировать уровень общения в их группе. Такие «творческие командировки» и представление их результатов на занятии — также структурный компонент вводного занятия. На предлагаемом уроке наблюдения детей должны прозвучать в виде частушек.
С учетом психологии младшего школьного возраста в каждое занятие по речевому этикету включаются игровые ситуации. На первом занятии по культуре общения были предложены и такие игры:
а) игра "Волшебные слова". Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое "волшебное" слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
б) игра "Это я". Произнести хором слова "Это я, это я, это все мои друзья" (только тогда, когда это уместно) :
— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?
— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?
— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? И т. д.
Подведя итоги вводного занятия по теме "Волшебное слово", педагог раскрывает перед детьми перспективы их дальнейшей совместной работы по программе "Речь и культура общения".