татьяна овсянникова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [С], [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятия, закреплять навыки четкого произношения звуков С,Сь в словах, фразах, предложениях;
Учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определить количество слогов в слове;
Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.
Оборудование:
Ход занятия.
Орг. момент. (дети стоят в центре группы).
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „Звуки [С], [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: ребята, а какое сейчас время года (зима). Давайте расскажем, как наши пальчики дружно проводят зимой время.
1. Пальчиковая гимнастика.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибать по одному пальцу)
Бабу снежную лепили,
(Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили,
(«Крошить хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли
(Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
2. Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука.
(Дети садятся на места).
Ребята к нам в гости пришел снеговик из города звукограда а какой звук мы узнаем когда отгадаем загадки.
(Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки).
- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
- Гладишь – ласкает,
Дразнишь – кусает. (Собака)
- Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнай меня, зовусь я… (Свёкла)
- Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Ребята какой же звук принес нам снеговик? Звук /С/.
2. Произношение звука /С/, характеристика:
Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? ( Дети: звук /С/) В каком положении находятся губы, зубы, язык? Приставьте ладошку ко рту, почувствуйте воздух холодный или теплый, свободно ли проходит? Приложите ладошку к горлышку, оно звенит или нет?
(Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ - согласный, твердый, глухой.)
3. Скажи наоборот
СА-СЯ
Со –СЁ
Су –Сю
4. сложи целое : рябята на столе у вас лежат конверты которые принес вам снеговик. Посмотрите что внутри (ответы детей)
Дети складывают картинки и определяют в каком месте звук /с/.
Физминутка :
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
5. ребята а снежинки не простые а волшебные на них изображены картинки садяться за столы слова на слоги, делая схему из полосок.
6. звуковой анализ слова сок.
7. словообразование:
Пес –песик
Нос – носик
Поднос – подносик
Насос – насосик
7. выделение звука /С/ из текста.
8. итог