Надежда Буб
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;
• совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
• закреплять умение в нахождении места звука в слове.
Развивающие:
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
• развивать зрительное восприятие, внимание, память;
• обогащать лексику.
Воспитательные:
• создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
• желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сундук, сюрприз (конфеты, схема характеристики звука, модели слов, синие сигнальчики.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материалы к занятию : «волшебный мешочек» с пройденными буквами на магнитах, магнитная доска, медальки.
Раздаточный материал: карточки со схемами к предложениям, набор квадртов синего, красного, зеленого цвета; набор букв.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо «Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамот. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: Вот так сюрприз, Царица Грамот прислала свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).
Воспитатель: Тогда, мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди.
Воспитатель: - Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний, где живёт сама царица Грамот и множество её помощников, с которыми мы увидимся на нашем занятия.
- А вот и первое задание от Королевы Знаний :
Воспитатель: Что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Дети: А, О, И, У, Ы, Э.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)
Какие вы молодцы, все очень внимательные!
Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.
Дети: К, М, Н, П, Т, ….
Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).
Воспитатель: Спасибо! Садимся за столы.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Воспитатель:В стране знаний все дома покрашены в три цвета красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?
Дети: В красном доме живут гласные звуки.
Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?
Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.
Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?
Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.
Воспитатель: Молодцы, отличные знания!
Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:
Пишем ею мы в тетрадку
Буквы по порядку,
Очень нужная нам штучка,
А зовется просто… (ручка).
Дети: Ручка.
Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе в слух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.
(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» в слух.)
Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?
Дети: 5 букв и 5 звуков.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка».
(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)
Воспитатель: - Переходим к следующему заданию. А его нам задаёт мудрая тётушка Сова.
Отгадайте загадку:
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть,
Может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать,
Но для этого нужно буквы знать.
Что это? (Слово)
Правильно! Звуки, которые мы произносим, складываются в слова. Слова бывают длинные, а бывают короткие. Как их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Воспитатель: Чем же, линейкой.
Дети: Нет, слогами.
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать.
- Давайте покажем, как мы можем измерять слова. Вот, например, «ШАР». Сколько слогов в этом слове? А если назвать его ласково «ШАРИК»? «ЖУК», «САЛОН», «ШКОЛА», «ФИШКА», «СОМ», «СУМКА», «ПОРТ».
Воспитатель:
У царицы Грамот
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Мумитрольчик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
(Дети по схеме составляют предложения)
Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем.
Теперь немного отдохнем,
Физкультминутку проведем.
Все сейчас тихонько встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись влево, вправо
Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)
Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Знаний.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас нам предлагает свою игру Незнайка. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.
Задание 6: «Звуки потерялись»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки (венки).
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами (чайки).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и всё выполнили правильно.
У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово. (слово молодец)
- Ребята, всем жителям Страны Знаний, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз. (Сундучок с медальками)
- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! ( воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди)