Вера Комольцева
Конспект занятия по обучению грамоте «Ударение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать понятие об ударении и ударном слоге
Задачи:
1. Закреплять умение детей делить слова на слоги;
2. Учить вычленять в слове ударный слог;
3. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и материалы: интерактивная доска.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Ударение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
Демонстрационный материал: игрушка молоточек, презентация «Ударный слог».
Раздаточный материал: по три детали лего-конструктора на каждого ребенка, счетная палочка на каждого ребенка.
Ход занятия.
Закличка:
Эй, грамотеи, собирайтесь!
Дружно все располагайтесь!
Будем грамоту учить,
Будем с книгами дружить!
Организационный момент. Располагаемся на ковре, по-турецки.
Игровое упр-ие «Цветные карточки»
Ребята, прежде чем нам отправиться на поиски новых знаний, мне очень важно знать, как вы себя чувствуете, не тревожит ли вас что? Предлагаю вам следующее.
Обратите внимание на 2 разноса: на одном – карточки красного цвета, их выбирает тот, у кого настроение сегодня превосходное и он готов немедленно отправляться в увлекательное путешествие по дороге Знаний.
На другом разносе - карточки синего цвета, их выбирают те, у кого настроение тревожное, кто переживает и беспокоится по какому-либо поводу.
Подойдите пожалуйста и каждый выберет свой цвет настроения, душевного состояния.
Дети выбирают и показывают воспитателю. Анализирую.
Воспитатель: Ну вот, теперь, когда мы уже действительно все готовы, начинаем?
Ребята, мы уже знаем, что люди общаются между собой посредством речи. Много-много слов мы используем при этом. А вот знаете ли вы, какое самое первое слово произносит каждый человек в своей жизни? Какое слово вы произнесли первым? Анечка, каким было твое первое слово, ты знаешь? А твое первое слово, Иван? Спрашиваю нескольких детей (Ответы детей)
Подвожу итог. Вот! Что я и говорила! Это удивительно! На всём земном шаре каждый маленький ребенок произносит первым слово «мама»! Закройте глаза, представьте каждый свою маму, какая она. Обнимите свою маму крепко-крепко! (дети обнимают себя руками).
Итак, вы уже поняли, звуковой анализ какого слова нам предстоит сейчас провести? Правильно, слова «мама». Давайте все вместе поработаем. Кто начнет? (Напоминаю, что дети дают ответы полным предложением).
Произнесите слово мама, какой слышится первый звук? Звук (-м-)
Звук (-м) согласный или гласный звук? (согласный, твердый)
Какой слышится второй звук? Звук (-а-)
Звук (-а-) гласный звук.
Какой слышится третий звук? Звук (-м-)
Звук (-м-) согласный, твердый звук.
Какой слышится четвертый звук? Звук (-а-)
Сколько звуков в слове мама? (4)
Сколько гласных звуков в слове мама? (2)
Назовите их. (а)
Сколько согласных звуков в слове мама? (2)
Назовите их. (м)
Звуковая гимнастика со звуком М (Дети сидят по-турецки, глубоко вдыхают носом, руки перед собой в кулак, и на длинном выдохе произносим как можно дольше звук «Ммммммм»).
Воспитатель: Вернемся к нашему любимому слову «мама», сколько слогов в слове мама? (2) Правильно, сколько в слове гласных звуков столько и слогов. Что еще вы можете о них сказать?
Дети: - Они одинаковы! Ма – ма.
Воспитатель: Т. е, мы произносим эти два слога в слове одинаково? Теперь внимательно послушайте и скажите какой слог я произнесу чуть протяжнее, выделю голосом, как б ударю его маленьким невидимым молоточком, первый или второй? (Произношу, выделяя голосом сначала первый слог, затем второй, Маааа-ма.
Дети: Первый.
Проблемный вопрос: если я произнесу второй слог с ударением молоточка
ма – маааа, что произойдет со словом?
Дети: Слово непонятно! Так не произносят!
Воспитатель: Верно. Слово становится бессмысленным. Открою вам секрет, что в русском языке есть слова, которые вообще пишутся одинаково, но имеют разное значение. Например, зАмок и замОк. (показываю карточки с изображениями). Почему же так происходит? Что может помочь словам не терять свое правильное значение, чтобы они были всегда и всем были понятны? Вы знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Пришло время ребята, отправиться нам в город Словарик.
(Дети рассаживаются за парты. Контролирую посадку. Обращаю внимание на работу детей в парах и внимание их друг к другу, пожелайте успешной работы себе и соседу).
Воспитатель: ребята, когда мы складываем числа в математике, как называется это действие?
Дети: Сложение!
Воспитатель: а когда вычитаем?
Дети: Вычитание!
Воспитатель: а если мы будем ударять невидимым молоточком нужный нам слог в слове, чтобы слово звучало правильно, как можно назвать такое действие?
Дети: Ударение!
Воспитатель: Абсолютно верно! Вы сами сейчас нашли и назвали действие, которое
помогает словам звучат правильно! УДАРЕНИЕ! (Хоровое повторение). На письме ударение обозначается вот такой черной черточкой. (Показываю на доске).
Ударение показывает нам тот слог, который нужно выделить голосом!
Презентация «Ударение».
(у детей на столах кубики лего, счетные палочки, во время презентации выполняют одновременно, ударяя палочками по кубикам).
Выполняем игры презентации:
«Расставь ударение»
«Раздели слова на слоги»
«Отгадай слово»
Физкультурная пауза "Дружно маме помогаем"
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
Игра в парах
(На столах у детей лего - кубики (2-3 по количеству слогов в слове) и счетные палочки для работы детей по определению ударного слога). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым начнет игру? Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто продолжит игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «школа», «рюкзак», «точилка» и т. п).
Кому помочь?
Запоминаем правило: «Слог, который произносится чуть протяжнее, который заметнее в слове, называется ударным, мы как бы ударяем голосом, незаметно молоточком».
Вывод: Итак, ребята, подведем итог.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударным мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем сильнее всех и громче!
Упр – ие «Цветные карточки». Анализирую выбор детей.
Возвращаемся на ковер, садимся по-турецки.
Итог занятия : Мешочек знаний.
Воспитатель: Скажите мне ребята, чему мы сегодня научились? Что узнали нового? Что для вас было особенно трудно на занятии? Какой камешек мы положим в наш «Мешочек знаний»?
Дети – «Ударный слог»
Воспитатель: Благодарю детей, отмечаю слаженную работу.
занятие составлено по методике Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, Н. В. Дурова: Программа. Методические рекомендации. «Обучение дошкольников грамоте».