Ольга Ивановна Прокопенко
Занятие по обучению грамоте с использованием технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры «Звуки [Б], [Б]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие разработано для детей 6 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи, посредством игровой развивающей среды В. В. Воскобовича и здоровьесберегающих технологий.
Цели и задачи:
Коррекционно - образовательные: учить детей давать характеристику звука «Б» с опорой на различные виды контроля. Познакомить детей с графическим образом буквы. Формировать навык слитного чтения средствами развивающих игр. Готовить руку к письму, формировать графические навыки. Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях. Учить составлять графическую схему звукового состава слова. Закрепить произношение гласных звуков.
Публикация «Занятие по обучению грамоте с использованием технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры „Звуки [Б], [Б], Буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Коррекционно - развивающие: автоматизировать звук «Б» в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать общую моторику, координацию движений. Развивать мягкую голосоподачу. Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление. Закреплять навык синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности; сотрудничества, посредством игровой технологии.
Оборудование:
Развивающие игры В. Воскобовича : Коврографы «Ларчик» и «Фиолетовый лес», «Геоконт», «Теремки и сундучки», «Конструктор букв», «Шнур-затейник», «Ромашка», «Игровизор», «Складушки», «Ларчик», «Читайка на шариках», сказочные герои : Мальчик ГЕО и НЕЗРИМКА ВСЮСЬ.
Ход образовательной деятельности:
Образовательная область по ФГОС: I. Речевое развитие.
Вид деятельности: Коммуникативная деятельность.
Содержание деятельности:
I. Организационный момент. (звучит сигнал SOS)
Здравствуйте, ребята. Что это за сигнал? Кто-то нуждается в нашей помощи? Сама я не смогу помочь, хотела попросить Вашей помощи.
Чтобы узнать, кто нуждается в помощи, нам поможет «Шнур - затейник».
Посмотрите, здесь лежит схема. Наверное, она сможет нам помочь. Возьмите шнур – затейник, присаживайтесь на поляну. Я буду говорить координаты, а вы шнуровать. Потом посмотрим, что у нас получится. (диктую задания, дети выполняют) Что же у вас получилось? (Буквы). Прочитайте, какое слово у вас получилось. (ГЕО). Значит, нас просил о помощи наш друг - мальчик ГЕО. Давайте скорее поспешим в Фиолетовый Лес и узнаем, что же случилось? (Появляется мальчик ГЕО)
- ГЕО ты просил нас о помощи? Что случилось?
- В нашем лесу пронесся сильный ураган и разлетелись все ключи от домиков в и городе Буквографии. Я нашел ключи, но НЕЗРИМКА ВСЮСЬ забрал один ключик и не хочет мне его отдавать. Ключ нужно отыскать по следам, которые оставил ВСЮСЬ и выполнить его задания. Одному мне не справиться и я решил попросить вас помочь мне.
- Ну что, ребята, поможем мальчику ГЕО? Вместе мы быстро справимся с заданиями вредного ВСЮСЯ и отыщем ключ
II. Основная часть:
1. А вот и первый след. Ребята, здесь написаны загадки. Нужно их отгадать:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел (Бабочка) Какой первый звук в слове ББББабочка?
В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт.
Ненасытный (Бегемот) Какой первый звук в слове БьБьБегемот?
Правильно. Это звуки [б] и [б,]. Ключ от из домика нам и нужно отыскать. Ребята, скажите, а звуки [б] и [б,] гласные или согласные? Почему? (звуки [б] и [б,] согласные, потому что во рту есть преграда, которая мешает воздуху выйти наружу). Давайте возьмем зеркала и произнесем звуки [б] и [б,]. Вначале губы сомкнуты, потом размыкаются. Посмотрите, что мешает воздуху выйти наружу? (губы). Правильно. А теперь скажите, звуки [б], [б,] какие по твердости и мягкости? (звук [б] – твердый, звук [б,] - мягкий). Значит звуки [б] – согласный и твердый, а звук [б,] – согласный и мягкий. Каким цветом будем обозначать звук [б]? (синим). А звук [б,]? (зеленым). Молодцы, правильно выполнили задание. Двигаемся вперед, отыщем следующий след.
2. ВСЮСЬ просит нас спеть песенку «складушку» со звуками [б] и [б,]. Чтобы наша песня звучала красивр и понравилось ВСЮСЮ давайте с вами подготовим наши язычки. Сделали глубокий вдох, набрали в лёгкие свежего воздуха, выдох.
Дыхательная гимнастика
«Любопытные ребята смотрят влево, смотрят вправо.
Чем же пахнет – не понять нужно носиком вдыхать»
Артикуляционная гимнастика (На верхний подъем языка, выполняется детьми перед индивидуальными зеркалами).
«Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка» и др.
А сейчас пропоем песенку.
Боря сел ТВ тени бананов и стучит в шесть барабанов.
А поодаль две овечки учат первые словечки.
А поодаль две овечки учат первые словечки.
Б БА БО БУ БЫ БЭ
БЬ БЯ БЁ БЮ БИ БЕ
Молодцы. И с этим заданием справились. Отправляемся дальше на поиски ключа.
Физминутка. Игра «Будь внимателен»
Ребята, ВСЮСЬ написал слова. Внимательно слушайте, и, если услышите в словах звук [б], хлопайте в ладоши: вагон, точка, билет, банан, рубашка, победа, рубин.
А теперь, если услышите звук [б,], топайте ногами: быстрый, белка, папа, дубинка, копейка, рябина.
А сейчас, если услышите звук [б], прыгайте, если услышите звук [б,], приседайте: билет, банан, рубашка, победа, рубин, белка, папа, рябина.
Молодцы, ребята! Вы правильно услышали все звуки.
3. Игра «Повтори».
В следующем задании нужно запомнить и правильно повторить за НЕЗРИМКОЙ ВСЮСЕМ слоги:
АБ-ОБ-УБ-ИБ БО-БУ-БЫ-БА БУ-БЫ-БА-БО ИБ-АБ-ОБ-УБ
БИ-БЕ-БЮ-БЯ БЕ-БЮ-БЯ-БЕ БЮ-БЯ-БИ-БЕ БЯ-БИ-БЕ-БЮ
А теперь вы должны говорить все наоборот – ВСЮСЬ твердо, а вы – должны говорить мягко.
БА-БА-БА - (БЯ-БЯ-БЯ) БО-БО-БО - (БЁ-БЁ-БЁ) БУ-БУ-БУ - (БЮ-БЮ -БЮ) БЫ-БЫ-БЫ – (БИ – БИ - БИ) БЭ – БЭ - БЭ - (БЕ – БЕ - БЕ)
4. Звуковой анализ слова БУСЫ (Детям предлагается разобрать слово) :
повторите это слово; сколько слогов в слове; назовите все звуки по порядку в этом слове? Сколько звуков в слове БУСЫ? Какой первый звук, второй, третий, четвертый? (дети выкладывают все звуки по порядку на схеме фишкам нужного цвета и дают характеристику каждому звуку). Назовите гласные звуки в слове бусы, согласные? А теперь составим слово на цветке «Ромашка».
Физминутка:
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево, поворот,
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз, потом поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
6. Обучение элементам грамоты.
Вот и новый след и следующее задание ВСЮСЯ. На этот раз он хочет узнать, что такое звук и буква? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем). А вот и буква «Б», ключик от ее дома нам нужно отыскать. Из каких элементов состоит буква? (из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква Б – просыпается рано.
Буква Б – бочонок с краном.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
А теперь соберем букву (Игра «Конструктор букв»)
7. Письмо буквы Б. («Лабиринты букв», «Игровизор»).
Ребята, ВСЮСЬ дает задание пройти все лабиринты буквы Б. Возьмите Игровизоры, откройте маркеры и приступайте к работе. Не забывайте, что работу нужно начинать со Льва, двигаясь к Павлину. Затем опускаемся вниз к Пони. От Пони двигаемся к Лани (индивидуальная помощь)
8. Слитное чтение слогов с буквой «Б» («Теремки»)
Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на «Теремки». ВСЮСЬ составил слоги. Приготовились их читать.
9. Игра «Преврати слово».
Выкладывание слов: БЫК - БОК– БАК – БУК. (Работа у коврографа «Ларчик»).
А теперь ВСЮСЬ хочет, чтобы вы стали волшебниками. Перед вами на доске выложено слово БЫК. Измените в этом слове звук «Ы» на звук «О, какое новое слово получиться. Измените букву в слове.
Измените в этом слове звук «О» на звук «А», какое слово получиться. Измените букву в слове.
Измените в этом слове звук «А» на звук «У», какое слово получиться. Измените букву в слове.
Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только буквы мы меняем смысл слова.
10. Работа с деформированной фразой. Анализ предложений, составление графической записи на «Игровизорах».
А вот и новый след. ВСЮСЬ решил поссорить слова в предложении. Послушайте эти слова. Составьте из них предложения. Белка, грызть, орешки. Давайте запишем на «Игровизорах» предложение в виде схемы.
Сколько слов в этом предложении. (Три слова). Обозначьте данные слова графически, полосками под предложением. Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово в предложении. Назовите третье слово в предложении. Обратите внимание, что слова в предложении следуют друг за другом, как солдаты в строю.
III.Итог занятия.
Ну вот мы и отыскали все следы и правильно выполнили все задания НЕЗРИМКИ ВСЮСЬ. А вот и ключ от домика буквы «Б». Что вы можете рассказать о букве «Б».
Молодцы! МАЛЬЧИК ГЕО благодарит вас за помощь, он рад, что в Фиолетовом Лесу восстановлен порядок.
Литература:
1. В. В. Воскобович, Н. А. Медова, Е. Д. Файзуллаева, Л. С. Вакуленко. О. М. Вотинова Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» :/ методическое пособие В. В. Воскобович, Н. А. Медова, Е. Д. Файзуллаева и др. : Под редакцией Л. С. Вакуленко. О. М. Вотиновой. – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. : ил.
2. Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр/Под редакцией В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. О. М. Вотиновой. – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 344 с. : ил. – (Серия «Сказочные лабиринты игры»).