Наталья Колодкина
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Чайка»
Технологическая карта (конструкт)
Непрерывной непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте,
«Путешествие в страну – Грамматика»
на основе ФГОС ДО
Составитель:
Колодкина Наталья Юрьевна
Учитель-логопед
г. Черногорск
Технологическая карта (конструкт) НОД
«Путешествие в страну - Грамматика»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Путешествие в страну Грамматика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Тема: «Путешествие в страну - Грамматика».
Возрастная группа: подготовительная, компенсирующей направленности (6-7 лет).
Форма совместной деятельности: НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Приоритетная область: «Речевое развитие».
Социальный партнё р: музыкальный руководитель.
Средства:
• наглядные – 3 звуковичка, письмо (для организационного момента, предметные картинки, картинки с изображением сказочных героев, разрезные слова, слова на магнитах;
• мультимедийные – авторская интерактивная развивающая игра;
• литературные - стихи, загадки;
• оборудование – ИКТ: проектор, ноутбук; картинки разрезные со словами (картинки – конфеты, звуковые фишки, карандаши, цветная бумага, магниты, цветные пробки- (для звукового анализа слов); 1 воздушны1 шар; магнитная доска.
• Цель: Создание социальных условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе закрепления пройденного материала.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
Создать условия для:
-развития фонематического восприятия и - закрепления навыка звукового анализа слов;
-закрепления навыков чтения слов, слогов, предложений;
-закрепление навыков составления предложений по опорным словам;
-развития грамматического строя речи;
-развития навыков образования антонимов;
-закрепления у детей графического образа букв;
2. Коррекционно - развивающие задачи:
Обеспечить условия для:
-развития памяти и внимания;
-развития словесно – логического мышления;
-развития образного воображения.
3. Коррекционно - воспитательные задачи:
Способствовать формированию у детей:
- чувства доброжелательности, ответственности, взаимопомощи, сотрудничества;
-навыка совместной работы в паре и микрогруппах.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
• Обратить внимание на нерешительность Екатерины в выборе партнёра для совместной деятельности;
• Обратить внимание на осанку Семёна и Ивана;
• Поручить Семёну и Виктору (с учётом их гиперактивности) контроль за правильностью выполнения некоторых заданий.
Планируемый результат:
Любознательный, активный активность в познавательной деятельности, в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый проявление эмоционального отношения к проблемной ситуации, возникновение желания взаимопомощи.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных навыков звукового анализа слов, чтении слогов, слов, решения логических задач;
• стремление выполнять задания до получения отличного результата, выбирая их самостоятельно;
• умение самостоятельно делать выводы.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности • умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. ;
Ход деятельности:
Этап деятельности Организация рабочего пространства Деятельность педагога Деятельность детей Психолого – педагогические условия/Задачи
1 этап.
Организационный момент.
Музыкальный зал. В качестве демонстрационного материала - воздушный шар с корзиной, в корзине – 3 звуковичка, в шаре – письмо. -Здравствуйте ребята, я вас сегодня позвала к себе в гости…. Ой! Что это такое? Дети замечают шар с корзиной, достают их, замечают что шар не пустой, в них что то есть. Создавать условия для организации детей;
Способствовать развитию детской инициативы.
2 этап
Постановка цели для детей. Проблемная ситуация 1.
В качестве демонстрационного материала – воздушный шар, в котором находится письмо.
-В каждом шарике что то находится, но я ни как не могу разглядеть что это, может вы знаете?
Я думаю, что это что важное и нужно это обязательно достать, давайте подумаем как…
-Ребята, оказывается в этих шарах к нам прилетели звуковички. Мы с ними уже знакомы, давайте вспомним как их зовут. А вы заметили, что каждый звуковичок прилетел на своём воздушном шарике. Почему звуковичок Гласик выбрал красный шар? А братья Бим и Бом – зелёный и синий?
Дети читают письмо – «Помогите! Мы потерялись, наши шары унесло ветром. Нам очень нужно вернуться домой – в звуковой замок.»
-Ребята, вы поняли о чём вас просили звуковички, поможем им? Но где находится эта страна – Грамматика»? Как нам узнать?
Ну что, ребята отправляемся в путешествие?
Куда нам нужно сначала попасть? Ответы детей.
Дети выясняют что находится в шарах и как достать их содержимое
Детям ни чего не остается, кроме как лопнуть или развязать и сдуть шары: лопнув все шары по очереди, дети находят в них звуковичков, письмо и карту
Ответы детей.
Дети находят письмо, у одного из звуковичков и сами читают его.
Дети рассматривают карту, внимательно ее изучают.
Ответы детей.
Создавать условия для активизации мышления детей.
Способствовать развитию детской инициативы и самостоятельности.
Создание условий для закрепления навыков классификации звуков.
Создание условий для побуждения детей к действию;
Формировать у детей чувство сочувствия и желание помочь.
Создавать условия для развития у детей навыков ориентировки по плану – карте.
3 этап. Основной.
-Дети подходят, согласно карте к– «Стране Грамматика», к городу «Угадайка».
Зрители, находят у себя на стульях загадки и зачитывают их детям.
-Согласно плану – карте, дети находят следующий город «Умняшка».
-Согласно плану – карте, на пути детей встречается река – «Согласная».
- «Лес Сладкоежка».
-«Деревня Ветренная».
-«Горы Сказочные».
-«Звуковой замок».
В качестве демонстрационного материала – картинка Знайки.
Загадки находятся у гостей, в зрительном зале.
Работа за столами микрогруппами. На столах картинки и фишки для звукового анализа слов.
Дети должны выполнить звуковой анализ слова.
Каждая микрогруппа задаёт вопросы друг другу, тем самым проверяя правильность выполнения задания.
В качестве демонстрационного материала – макет реки, кубики с разными буквами.
В качестве демонстрационного материала – деревья на которых висят разрезанные пополам плоскостные конфетки со слогами. Работа парами.
Дети работают на магнитной доске, подгруппами.
Динамическая пауза, с музыкальным сопровождением.
Работа на магнитной доске. В качестве демонстрационного материала изображения сказочных героев из разных сказок.
В качестве демонстрационного материала – макет трёхцветного замка, «Авторская интерактивная развивающая дидактическая игра на дифференциацию звуков в словах» (с использованием проектора, ноутбука и большого экрана).
-Ребята, что бы пройти город «Угадайка», нам нужно отгадать Знайкины загадки: Но Знайка растерял все свои загадки, давайте попробуем их найти.
-У кого какое слово?
Сколько звуков в ваших словах?
-У кого слово начинается на мягкий согласный звук?
-А у кого в словах есть согласный глухой звук?
-Кому я могу задать вопрос – «Кто это?», а кому «Что это?».
- Ребята, нам нужно как то перебраться на другой берег реки….Как мы это можем сделать?
-Самый оптимальный вариант это построить мост- но река у нас называется «Согласная», значит и мост должен быть из кубиков с такими буквами, которые обозначают только согласные звуки.
- Что-бы слово вам узнать,
Конфеты нужно все собрать.
Половинка открывается, Слог на ней читается.
Конфеты собирайте
И словечки составляйте.
-Здесь ветер сильный погулял и слова все разбросал. Вы их вместе соберите предложение прочтите. Что бы вам было легче предлагаю разделиться на две команды – подгруппы. Как будем делиться?
-Какие три главных правила составления предложений вы знаете?
-Сколько слов в предложении? Назови первое, второе, третье, четвёртое.
-Назовите «маленькие слова» (предлоги).
-Предлагаю вам немного отдохнуть и сделать привал в нашем нелёгком путешествии.
-Ребята, вы узнали этих героев?
Все эти герои из разных сказок, и у каждого своя история в этой сказке, а я сейчас предлагаю вам придумать новую историю, одну общую историю для всех этих героев.
-Ребята. Ну вот мы и добрались до «Звукового замка», давайте рассадим наших звуковичков по своим местам.
-Обратите внимание на экран, что вы на нём видите?
-Я думаю это жители «Звукового замка» и в панике они все перемешались, давайте им поможем.
-По очереди картинку выбирайте, звук первый называйте.
Какой звук вы объясняйте
И в свой домик его отправляйте.
Дети ищут загадки, просят помощи у зрителей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. (Предполагаемые варианты ответов детей – «Переплыть», «Перелететь реку», «Построить мост»)
Дети собирают слова-конфетки.
На каждой половинке написаны слоги, соединяют их, зачитывают слово.
Дети самостоятельно выбирают способ деления на подгруппы.
Выполняют задание: Составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
Дети выполняют под музыку движения.
Дети берут себе по одному герою и по цепочке придумывают предложения, таким образом составляя один рассказ.
Дети рассаживают звуковичков по своим башням, согласно цветам обозначающим твёрдые согласные звуки, мягкие согласные звуки, гласные звуки.
Каждый ребёнок, по очереди с помощью дистанционной (беспроводной мышки) выбирают на экране картинку и выполняют задание.
Способствовать активизации умственной деятельности детей;
Создавать условия для закрепления у детей понятий «Звук», «Буква», «Слог», «Слово», «Предложение».
Способствовать развитию коммуникабельности.
Способствовать формированию и закреплению навыков составления слова из букв, звукового анализаслов, делению слова на слоги.
Создавать условия для дифференциации одушевлённых и неодушевлённых предметов и объектов.
Создавать условия для развития у детей навыков работы в микрогруппах.
Способствовать формированию и закреплению навыков составления слова из слогов;
Создавать условия для работы детей в парах.
Создавать условия для развития инициативы, коммуникабельности;
Способствовать формированию навыка работы в подгруппе;
Создавать условия для закрепления навыков образования предложений и составления схем предложений.
Создать условия для здоровьесбережения детей; координации речи с движениями.
Создавать условия для активизации умственной деятельности детей;
Способствовать формированию творческого воображения, связной монологической речи;
Обеспечить условия для формирования навыка работы детей в группе.
Создавать условия для активизации умственной деятельности детей;
Способствовать формированию творческого воображения, связной монологической речи;
Обеспечить условия для формирования навыка работы детей в группе;
Создавать условия для закрепления навыков дифференциации звуков и характеристики звука.
4 этап. Заключительный. Подведение итогов. Дети в подарок получают книжку –самоделку –«Волшебная азбука». (Книга содержит задания на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, логические задания, страницы для раскрашивания»). -Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?
-Что мы сегодня делали?
-Что понравилось больше всего?
-Что было трудно делать?
-За то, что вы помогли звуковичкам, они вам хотят подарить азбуку. Но эта книга не простая, а волшебная!
-Всем большое спасибо за работу, наше путешествие подошло к концу. Дети отвечают, делятся впечатлениями. Создавать условия для анализа и самоанализа детьми своей деятельности;
Обеспечить условия для позитивного настроения детей.