Алла Николаевна Пушкина
Занятие по обучению детей грамоте в старшей группе «Поможем Буратино сделать азбуку»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, твёрдый, мягкий
• Закрепить понятие звук и буква, умение соотносить звук с буквой
• Учить детей образовывать относительные прилагательные
• Продолжать обучать детей проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги
• Развивать мыслительные процессы детей: память, логику, творчество, зрительное и слуховое восприятие
• Воспитывать доброту, желание помочь ближнему, коммуникативные качества.
Оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
План – схема с героями на доске, карандаши, индивидуальные тетради по грамоте, мяч, схема для звуко-буквенного анализа, карточки с буквами А,О,У,И,Ы, герои обозначающие гласный звук, согласный твёрдый и мягкий звуки, набор муляжей овощи и фрукты, набор для лепки по количеству детей (стека, доска, пластилин, картон).
Ход занятия:
1. Вступительная беседа с детьми (дети находятся в группе, полукругом)
- Ребята, наш друг Буратино, рассказал мне сегодня, что ему скоро идти в школу, а азбуки у него нет. А вы знаете, что такое азбука?) Он очень расстроился и просит нас помочь ему сделать азбуку, вы согласны? ….) Кто мне подскажет, какие мы с вами знаем звуки? (гласные и согласные) Что можно сказать про гласные звуки, про согласные?) Гласные обозначаются каким цветом? А согласные? Почему у согласных два цвета? Как вы думаете,почему согласные так стали называть – СОГЛАСные? ….) Верно, когда звуки стали дружить, то стали получаться слоги и слова. Давайте мы сейчас поиграем с вами в игру «Живые звуки» (проводится игра, воспитатель назначает по 2, 3 ребенка, дети произносят по заданному звуку, остальные дети «ловят» эти звуки и произносят получившееся слово или слог)
- Ну, что же я вижу вы хорошо подготовились и думаю у нас с вами получится помочь Буратино, отправляемся в путешествие?)
2. Работа у мольберта
- Дети, посмотрите, у кого первым Буратино попросил помощи? (Айболит)
Верно, Айболит обещал чем то помочь Буратино, но прежде хочет что бы все ответили на его вопросы, ответим?) Итак, посмотрите, это разные овощи и фрукты, кто знает как будет называться сок из апельсина, из персика, из помидора? Салат из капусты, салат из моркови, суп из картофеля? (дети дают ответы образовывая прилагательные) А если в салате много овощей, то называется он…. Посмотрите, Айболит рекомендует осенью есть овощные салаты, давайте посчитаем сколько и каких овощей он приготовил для салатов (дети считают каждый продукт от 1до 5)
-одна морковь, 2моркови….5 морковОК
-1 огурец…. 5 огурЦОВ
- 1 слива….5 слИВ
- 1лимон….5 лимонОВ и т. д.
Айболит, очень рад вашим ответам и даёт нам в помощь …доску для лепки.
3. Работа за столами
- Посмотрим кто же следующий пришёл Буратино на помощь, да это же учительница. Кто мне подскажет, звуки мы слышим, а если нам надо написать звук, то он превращается в (букву) Верно, звуки мы слышим, а буквы мы пишем. Вот учительница приготовила свои вопросы. Посмотрите на буквы и назовите, какая буква и какой звук она обозначает? (ответы детей) А мы с вами знаем что синим цветом обозначают согласные твёрдые, а зелёным – мягкие, сейчас мы поиграем в игру «Ты мне, я тебе» (воспитатель кидает мяч ребёнку называя твёрдый звук, а ребёнок в ответ мягкий). Молодцы, все справились с заданием! Открываем тетради и выполним задания учительницы (знакомство с новой буквой У, нахождение заданной буквы в потоке букв, места звука в слове, звуко-буквенный анализ слов) Молодцы, хорошо поработали, наверное устали, встаём у своих столов и немного отдохнём.
Переменка Физминутка:
Буратино потянулся,
1 – нагнулся, 2 – нагнулся, 3 – нагнулся
Руки в стороны развёл, видно книжку не нашёл
Чтобы азбуку достать, нужно на носочки встать!
Смотрите, а учительница не одна, а с Незнайкой. Он очень хочет разобраться в одном вопросе, не понимает как можно измерить слово, ему сказали что бывают слова длинные и короткие, может кто то из вас знает как научить Незнайку определять слова?) Дети на примере слов определяют самое короткое слово, самое длинное.
Молодцы, вот и учительница с Незнайкой довольна и даёт нам в помощь стеки.
4.Пойдём посмотрим, какой ещё помощник у Буратино? Ой, да это совсем и не помощник, а настоящий жадина! А кто такой жадина?) Верно, давайте и мы сейчас на минуточку станем жадинами и будем кричать, как кричит всегда жадина. Игра «Жадина» (воспитатель называет слово, а дети склоняют его по родам. Например: кошка – моя кошка, окно – моё окно, мяч – мой мяч) Ну, что же смотрите Жадина решил немного перестать жадничать и тоже даёт Буратино подсказку – пластилин.
5. Посмотрите, какой долгий путь был у Буратино, добрался даже в другие страны и на помощь пришёл ему ИНОСТРАНЕЦ. Кто знает, кого так называют? () Иностранцы обычно плохо говорят и часто делают ошибки, надо помочь исправить ошибки иностранца, готовы? (воспитатель предлагает словосочетания, а дети исправляют ошибки)
Например: тёплое осень, красивый девочка, чистая окно, добрый утро….
Молодцы, все нашли ошибки и исправили их, иностранец нам даёт в помощь картон.
6. Работа с пластилином.
Посмотрите ребята, у нас с вами есть стеки, доски, пластилин и картон, но как же из этого сделать азбуку для Буратино?) конечно мы можем с вами, сами сделать книгу с буквами, надо только вылепить из пластилина все нам известные буквы (дети обговаривают кто и какие буквы будет делать, а педагог с помощью ленточки собирает все работы детей в книжку и постепенно пополняют новыми буквами)
Подведение итогов:
Итак, наше занятие-путешествие подошло к концу, что вам понравилось больше всего? Для чего же буратино нужна азбука? Оставим пока азбуку у нас в группе и будем изучать с вами новые буквы и пополнять её.