Получи документы

Занятие «Куклы бабушкиного сундука» (к проекту «Откуда куклы к нам пришли»)

Евдокия Докунина
Занятие «Куклы бабушкиного сундука» (к проекту «Откуда куклы к нам пришли»)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по образовательной области «Познание»

«Куклы бабушкиного сундука»

Тема: «Куклы бабушкиного сундука»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе

приобщения к истории русской культуры.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Публикация «Занятие „Куклы бабушкиного сундука“ (к проекту „Откуда куклы к нам пришли“)» размещена в разделах

-Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения созданные руками русских мастеров

Развивающие:

- Развивать: интерес к истории русской культур, к миру предметов и вещей; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью;

- Творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Образовательные:

-Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

-Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

- Расширять и активизировать словарный запас: коллекционирование, дамы, эпоха, муфта, деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная.

Создание среды для организации и проведения НОД: Старинный сундук, куклы, сделанные из различных материалов: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, куски ткани и тесьма для изготовления кукол-пеленашек, коллекция фарфоровых кукол «Куклы в народных костюмах», люлька для кукол-пеленашек, проектор, мультимедиа, подставки для коллекции кукол, буклеты для родителей, современные куклы (интерактивные).

Виды детской деятельности в НОД:

-Игровая.

-Коммуникативная.

-Трудовая.

-Познавательно-исследовательская.

-Продуктивная.

-Музыкально-художественная.

-Чтение художественной литературы.

Ход ОД

1. Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Демонстрация коллекции кукол

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

-Наша встреча совсем не случайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, долголетия, здоровья. Я рада вас видеть веселыми, смелыми, здоровыми и красивыми. Наверняка, вы все очень любознательные и быстро отгадаете мою загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет?

Спать уложишь - будет спать.

День и два, и даже пять! (Кукла).

- Я приглашаю вас сегодня на выставку кукол. Это коллекция фарфоровых кукол «Куклы в народных костюмах».

Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? (ответы детей)

Коллекция - это собрание вещей, похожих друг на друга. Что еще можно коллекционировать? (марки, бабочек, открытки, фишки.)

А у вас или ваших родителей есть какие-нибудь коллекции? (ответы детей).

Моя коллекция называется «Куклы в народных костюмах». В ней представлены куклы в народных костюмах народов мира. У каждой куклы свой наряд, посмотрите какие они разные.

Это коллекция фарфоровых кукол. Но ведь это современные куклы.

2. Основная часть.

Показ старинных кукол, слайдов, комментирование, дискуссия.

Определение способа изготовления кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза (Хороводная игра).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

- А какими же куклами играли наши прапрабабушки? Вы хотите узнать? (ответы детей, воспитатель подводит детей к сундуку).

Мне от бабушки Варвары

Сундучок достался старый.

Крышка открывается,

Что же там скрывается?

Проходите, садитесь на стульчики (дети садятся).

- Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани. Дети играли вот такой куклой (воспитатель достает деревянную куклу).

-Ребята, как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей).

-Да, правильно, из дерева. Значит, она какая? (деревянная).

-Эта кукла совсем не похожа на современную куклу. У нее нет ни рук, ни ног, она не красочная. Куклы были безликие. Лицо не прорисовывалось. Но наши прапрабабушки, когда были детьми, их очень любили, как и вы любите своих кукол. А делали они эту куклу очень просто! Они брали обычную деревянную ложку, обматывали ее небольшим кусочком ткани, завязывали тесьмой и все. Кукла готова! (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

-Какая интересная кукла была у наших прапрабабушек! Она легкая или тяжелая? (ответы детей) Из чего она сделана? (из дерева) Значит, она какая? (деревянная)

-Ребята, а какие вы знаете современные куклы из дерева? (показ слайдов Матрешек) Какие узоры использовали художники? Наша русская матрешка знаменита во всём мире!

-Что еще находится в бабушкином сундуке? (Воспитатель показывает куклу из глины). Ребята, а из чего сделана эта кукла (ответы детей). Значит она какая? (глиняная). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, смешав ее с водой, из нее можно вылепить куклу. Такую куклу взрослые лепили своим любимым детям. (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

-Чем отличается глиняная кукла от деревянной? (ответы). Верно, ребята, глиняная кукла тяжелая, не гнется, если упадет, она разобьется. Эта кукла сделана из глины. Значит, она какая? (глиняная).

-Вскоре люди придумали краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней. Вот они! (Показ слайдов: Дымковская, Каргопольская, Фuлuмоновская куклы.) Вы все знакомы с этими игрушками.

-Заглянем еще в бабушкин сундук. Какую игрушку придумали позже? Вот такую! (показывает детям соломенную куклу). Из чего она сделана? (из соломы). Значит, она какая? (соломенная). Как же её делали? Сначала собирали солому, варили ее, чтоб она стала мягкой и блестящей, а уж потом из неё делали куклу и украшали её (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

-А с соломенной куклой удобно играть? Почему? (ответы детей: хрупкая, ломается.) А вот еще соломенные куклы (показ слайдов: соломенные куклы).

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу (показывает тряпичную куклу). Из чего она сделана? (из ткани). Раньше из ткани люди шили себе одежду, а из остатков - из тряпочек - детям мастерили кукол. Поэтому, они называются тряпичные (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

-Вам нравится такая кукла? (ответы детей) Какая она на ощупь? (ответы детей) Чем она отличается от предыдущих? (ответы детей). У такой куклы уже есть руки, лицо, её можно одеть, раздеть, поменять одежду. Посмотрите, вот такие еще были тряпичные куклы (показ слайдов: тряпичные куклы).

Изготовление кукол-пеленашек.

-А у меня есть ещё одна тряпичная кукла (воспитатель достает из сундука куклу пеленашку). Это кукла-пеленашка. А почему она так называется? (ответы детей). Ребята, а я умею делать такую куклу. Хотите я и вас научу делать её своими руками? (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат заготовки для куклы пеленашки, показывает и объясняет детям изготовление куклы-пеленашки).

-Посмотрите на экран. Что мы делаем сначала, а потом, а следующее действие? (дети смотрят слайды и проговаривают схему изготовления). Проходите к столу и приступайте к работе. Подсказка на экране.

Продуктивная деятельность (с музыкальным сопровождением).

-Возьмите своих кукол в руки, покажите друг другу. Какие интересные куклы у вас получились (анализ получившихся кукол). Молодцы, как хорошо вы все потрудились. (Воспитатель исполняет колыбельную песню, дети качают кукол и кладут их в люльку).

-Славно мы с вами потрудились, а теперь пришло время отдохнуть - заведём хоровод (дети исполняют русский хоровод по показу воспитателя.) Как хорошо мы с вами повеселились. (Дети садятся на стульчики)

-Ребята, с куклами играют только девочки? (ответы детей). А есть ли куклы для мальчиков? (ответы детей). И мальчики тоже играют в кукол (показ куклы мальчика). Это кукла-строитель. Его зовут Егор. Эту куклу я подарила своему сыну в 4 года. Он очень любит с ним играть. А у вас есть любимая кукла? Расскажите о ней: Как зовут вашу куклу? Как она у вас появилась? Что она умеет? Как вы с ней играете? (рассказы детей о любимой кукле).

-Теперь я знаю про ваши любимые куклы. А мои любимые куклы - это моя коллекция (воспитатель с детьми подходят к коллекции). Как она называется? (коллекция фарфоровых кукол «куклы в народных костюмах»). Она вам нравится? Обязательно расскажите родителям об этих куклах.

3. Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача буклетов со схемами изготовления тряпичных кукол.

Ах, как много нового, интересного поведал нам сундучок бабушки Варвары (дети садятся на стульчики).

-Ребята, вспомним, с какими куклами мы познакомились? (с деревянной, соломенной, глиняной, тряпичной) А с какими куклами вы сейчас играете? (ответы детей). И у меня есть такая кукла. Она умеет говорить: читает стихи, отвечает на вопросы, смеется (воспитатель показывает современную куклу).

-Я вам подарю вот такие буклеты, со схемами изготовления тряпичных кукол. Одну из них мы с вами сделали, а другую вы можете сделать с родителями или друзьями (Воспитатель раздает детям буклеты).

-Сейчас подойдем к люльке и возьмем своих кукол-пеленашек. Вы их заберете с собой. Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо! До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука»Фотоотчёт о посещении выставки «Из бабушкиного сундука» 03 ноября 2017 года дошкольники МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво побывали в Пикалевской центральной библиотеке.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка квест-игры «Секрет бабушкиного сундука» Новая форма игр для детей должна быть увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя,.

Мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка»Мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка» Мини-музеи - это неотъемлемая частью развивающей среды. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за.

НОД «Куклы из бабушкиного сундука»НОД «Куклы из бабушкиного сундука» Тема «Куклы из бабушкиного сундука» Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры Задачи:.

Открытое занятие в старшей группе «Секреты бабушкиного сундука»Открытое занятие в старшей группе «Секреты бабушкиного сундука» Цель: - воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю. - активизировать познавательный интерес, нравственное.

Беседа «Откуда открытки к нам пришли» Цель: познакомить детей с историей возникновения открыток; развивать творчество, художественный вкус; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы — обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Сценарий театрализованного праздника «Зимние сказки из бабушкиного сундука» Зимние сказки из бабушкиного сундука Театрализованная развлекательная программа. Инсценировки разработаны по мотивам сказок Н. Абрамцевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Куклы бабушкиного сундука» (к проекту «Откуда куклы к нам пришли»)
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 17:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Куклы бабушкиного сундука» (к проекту «Откуда куклы к нам пришли»)» (включая файлы) размещена пользователем Евдокия Докунина (УИ 140947) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД