Галина Николаевна Бондаренко
Конспект занятия по познавательному развитию «Бытовая культура и традиции русского народа. Гостеприимство»
▼ Скачать
по теме: «Бытовая культура и традиции русского народа.
Гостеприимств о».
Воспитатель: Бондаренко Г. Н.
Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой.
Обучающие задачи:
-формировать представление детей об одном из основных духовно – нравственных понятий -уважение к людям.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Бытовая культура и традиции русского народа, Гостеприимство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
-развивать интерес к русскому народному творчеству : сказкам, хороводным играм, закличкам.
-развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному дому. Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к истории России;
-воспитывать чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.
Оборудование и материалы: поделки из природного материала; стол, накрытый по правилам старины (самовар, бублики, пряники, варенье; чугунки, деревянные ложки, выставка книжек с русскими народными сказками; русские народные костюмы для детей. Музыкальное сопровождение при обыгрывании потешек.
Ход занятия:
(Заходим под русскую народную музыку)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки:
Упражнение «Здравствуй, небо голубое!»
(музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Сегодня, мы с вами совершим путешествие в старину. Вы готовы? Нам нужно совершить превращение, вы за мною повторяйте, глазки вы не открывайте:
Вместе мы в ладоши хлопнем,
Дружно мы ногами топнем!
Мы на месте покружились,
В старине мы очутились!
Воспитатель: - оглядитесь вокруг: что вы видите? Как вы думаете, что это нас с вами окружает? (ответы детей)
- На что похожа наша группа сегодня?
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.
Очень часто за событиями и за сутолокою дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Стали более привычны нам полеты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину! Вспомните и скажите, кто такие предки?
Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. А как вы понимаете слово «традиция»?
Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.
Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?
Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
Звучит негромкая спокойная музыка.
Задание 1.
Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?
Дети: «Гость в дом - радость в дом»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Что есть в печи - все на стол мечи»
Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя. (беру каравай и показываю детям тройной поклон в пояс, объясняю, с какой целью это делали).
В избе самое лучшее место был - красный угол. Оно находилось в правой стороне, в месте где висела икона, находились божественные книги.
Воспитатель: А как человек относился к хлебу?
Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?
Дети: «Хлеб - всему голова»
«Без хлеба нет обеда»
Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?
Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль. Говорили: «Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»
Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство? (ответ детей)
Звучит спокойная музыка, дети, взявшись за руку шагают по группе к следующему столу.
Задание 2. (стол с самоваром, травяной сбор, сахар кусочками, прозрачный чайником для заваривая травы, кипяток)
Воспитатель: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Сахар в те времена был одним целым куском – называли его «Сахарная голова». (показ иллюстрации). Такой кусок пилили, а затем раскалывали на кусочки специальными щипцами, и пили чай в прикуску с такими кусочками сахара. Чай пили из блюдца, не торопясь. (предложить детям заварить чай. Обратить внимание на цвет)
Звучит спокойная музыка, дети, взявшись за руку шагают по группе.
Задание 3. (Физминутка)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру «Платочек»
Вот платочек непростой,
Вот платочек расписной,
Будем мы в платок играть,
Будем деток накрывать.
Под платочком ты сиди,
Ничего не говори.
(дети закрывают глаза, ведущий накрывает любого ребенка, а дети должны назвать… кого накрыли платком) Провести 2 раза.
Звучит спокойная музыка, дети, взявшись за руку шагают по группе к следующему столу (книги с русскими народными сказками)
Задание 4.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?
Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.
Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите мне сказку, в которой есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?»--«Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка «Морозко»).
В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)
Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)
Звучит спокойная музыка, дети, взявшись за руку шагают по группе к следующему столу.
Задание 5
(стол с народными игрушками, две росписи доски: городецкая, гжель, коробка с сюрпризом)
Воспитатель: Ребята, раньше не было таких игрушек у детей, как в наше время. И народные умельцы делали их своими руками, а затем росписывали разными узорами, разной росписи. Посмотрите на мольберт, здесь два вида росписи, назовите роспись, с которой мы знакомились на занятии по рисованию (гжель). А где здесь есть игрушка, выполненная этим орнаментом, покажите (ответ детей).
На память о нашем путешествии я приготовила вам подарок (коробка с трафаретами доски для орнамента росписи гжель.) И сушки, которые вы возьмете в группу и угостите ими своих друзей. Ну, что, нам пора в детский сад. Превращаемся:
Вместе мы в ладоши хлопнем,
Дружно мы ногами топнем!
Мы на месте покружились,
В детском саду мы очутились!
Воспитатель:- вам понравилось наше путешествие? Я желаю мальчикам стать настоящими защитниками нашей Родины, а девочкам – стать хорошими хранительницами семейного очага и сохранить обычаи и традиции.