Ольга Сахарова
Занятие по началам обучения грамоте в подготовительной группе «Звук и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по началам обучения грамоте в подготовительной группе
Предшкола нового поколения
Цель:
- формирование у детей первичных навыков чтения.
Задачи:
Создавать условия:
- для обучения дошкольников умению удерживать внимание;
- различению звуков разного качества;
- для ознакомления их со звуками (п) и (п*);
- механизмом слияния звуков в слог;
- изображением звука в виде печатной буквы П;
Публикация «Занятие по началам обучения грамоте в подготовительной группе „Звук и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- способствовать формированию навыка чтения, умения пользоваться бумажными инструментами.
Интеграции образовательных областей:
- Здоровье
- Познание
- Социализация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
Оборудование:
- раздаточный материал «Смайлики»;
- учебное пособие «Друзья Кронтика учатся читать» и тетрадь «Учимся писать буквы»;
- изображение буквы П;
- рамочка «Зоркое око»;
- карточки с изображением ворот;
- жетоны синего и зеленого цвета;
- ручки и карандаши.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1 Психологический настрой детей на предстоящую работу:
- Игра «Выбери друга»
Дети выбирают смайлик, который соответствует их настроению, объясняют свой выбор.
2 Совместная работа воспитателя и детей над интригой, подводящая к открытию и формированию нового:
Воспитатель предлагает детям открыть учебник по закладке и положить правую руку на правую страницу: «Сейчас мы работаем на правой странице. Рассмотрите иллюстрацию и послушайте, что я вам прочитаю».
- Чтение воспитателем сюжета интриги (дети рассматривают иллюстрацию).
… Маленькую корову волновали все звуки, которые она слышала во дворе и за его пределами.
Летом она очень любила отойти недалеко от дома и лечь в высокую траву на лугу, граничащую с лесом, и слушать, как звенят, жужжат, стрекочут и поют разные насекомые и птицы.
«Чем больше звуков я научусь различать, тем лучше, - думала Маленькая Корова. – Ведь я хочу быть учительницей. А хороший учитель должен знать много языков…»
Лучше всего Мумука различала звуки комаров и мух, которые окружали ее легким облачком, все время меняющим свое очертание.
- ПИУ-ПИУ – тонко пищали почти невидимые комары.
- ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – однообразно звенели небольшие черные мушки.
- ЗУ-ЗУ-ЗУ… - густо и деловито зудели крупные, сверкающие зеленым перламутром мухи.
Воспитатель предлагает детям выделить на иллюстрации с помощью «Зоркого ока» комара и показать голосом, как он пищит ПИУ-ПИУ… (работают поочередно – девочки и мальчики).
3. Открытие нового знания и умения:
Воспитатель: «А теперь мы перелистываем учебник на одну страницу назад. Кладем правую руку на правую страницу и работаем на ней.
Вам знакома буква П?
Обведите ее по стрелочкам пальцем – сначала девочки, а потом мальчики».
Вопрос «Для чего стрелочки вокруг буквы обозначены цифрами?» (Ответы детей развернутыми предложениями).
Воспитатель: «Кронтик сказал, что буква П напоминает футбольные ворота. Может быть, он прав? А вам что напоминает буква П»? (Ответы детей развернутыми предложениями).
Игра «На что похожа буква»
Детям предлагается на картинках с изображением футбольных ворот и ворот в доме раскрасить ту часть, которая больше всего похожа на букву П.
Гимнастика для глаз:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Пальчиковая гимнастика:
- Перед работой в тетради нам нужно размять пальчики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Ритмичное касание пальцев, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
(Хлопки руками)
Игра «Зажги звездочку»
Письмо буквы П в тетради сначала пальцем по стрелочкам, а затем ручкой по строчкам 3 раза. Самостоятельное написание буквы в 3 строчке.
Дети выбирают букву, которая, на их взгляд, получилась лучше всего, и под ней рисуют звездочку.
Динамическая пауза:
Шёл по берегу петух,
(шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину)
Поскользнулся, в речку – бух!
(круговое движение руками, присесть)
Будет знать петух, что впредь
(грозит пальцем)
Надо под ноги смотреть
(наклон вперёд)
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление, развитие умений)
Воспитатель сообщает, что звук (п) во многих случаях может быть мягким - (п*)
Игра «Камень-вата) (дети должны на слух определить звук (п) или (п*) в начале слова.
По морям-волнам плывет
Белый, белый …
(пароход).
Затаился и притих
В огороде ежик.
(Пых)
Ярко светит свечка
Жарко греет …
(печка)
Я пеку-пеку-пеку
Деткам всем по.
(пирожку)
- Если вы слышите в словах-отгадках твердый звук (п, поднимите синий жетон, если мягкий (п*) – зеленый.
5. Тренировочные упражнения.
Работа с бумажными инструментами и текстом в учебнике.
Дети работают в парах.
Игра «Кто как пищит»
- Найдите комариные слова. А теперь выделите с помощью «Зоркого ока» ту часть слова, которая напоминает вам писк цыпленка, прочитайте его (Пи). А теперь прочитайте еще раз, как пищат комары (Пиу)
6. Итог занятия. Рефлексная деятельность.
Игра «Выбери друга» (дети выбирают смайлик, соответствующий их настроению, объясняют свой выбор.)
- Что узнали нового? Что понравилось больше всего? Что запомнили?