Татьяна Александровна Копоткина
Конспект занятия по музыкотерапии в подготовительной к школе группе с НОДА и ДЦП
▼ Скачать
Занятие по музыкотерапии с элементами ритмики и лечебной хореографии для детей подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
Задачи:
1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
Публикация «Конспект занятия по музыкотерапии в подготовительной к школе группе с НОДА и ДЦП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
3. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
4. Через занятие пробудить у детей интерес к истории карельского народа, к его жизни, мечтам, к его языку и поэзии.
5. Через хореографические движения способствовать выработке у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию “чувства позы”, необходимого для всякого движения.
Коррекционная задача по лечебной хореографии:
1. Через многочисленные варианты упражнений корригировать осанку, опорные установки в суставах конечностей.
2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения с одного движения на другое.
Для занятий потребуется:
1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии “Кантеле”.
2. Для исполнения танцевальных движений – кружевной платочек.
3. Музыкальные инструменты – бубенцы, колокольчики.
4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).
1. Организационный момент.
Дети входят в зал друг за другом.
Логопед:
Доброе утро ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада видеть вас в зале, и хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам гимнастикой заниматься, что советую и вам. Всем она нам помогает, много
пользы от неё и хорошим настроением заряжает за усердие своё.
- Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и
порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,
но чтоб нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.
2. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения).
Логопед:
Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а
выдох – ртом, дышим глубже, а потом – шаг на месте, за ведущим все
вместе.
(Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения)
Логопед: На носочках мы пойдём, выше сосенок растём
(дети идут на носочках).
Логопед: В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём
(дети идут, высоко поднимая ноги).
Логопед: Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим
(дети бегут на носочках).
Логопед: Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут
(дети выполняют приставной шаг с пружинкой).
Логопед: Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно
(дробный шаг).
Логопед: А теперь парами гуляем, голубику и морошку собираем
(дети парами гуляют по залу).
3. Развитие слухового внимания.
Логопед: Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт?
(Дети встают в круг, взявшись за руки, выбирается водящий).
Логопед: Серёжа, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя “Ау”! Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто позвал тебя узнай, поскорей.
(Кто-то из ребят произносит: “Серёжа, АУ”! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).
Логопед: Но закончилась игра, дальше в путь нам всем пора. Снова мы шагаем, дышим ровно, глубоко.
(Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят к станку).
4. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.
Логопед: Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что?
(Дети называют упражнение).
1 упражнение - «Плие»
Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр.
(Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).
2 упражнение - «Фрапе»
(На “раз” – нога ставиться на носок, на “два” – на пятку, на “три” – на носок, на “четыре” – приставляют ногу к опорной ноге).
3 упражнение - «Тандью-батман»
(На “раз” – правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на “два” – выпрямляется вперёд).
4 упражнение – «Ре-ле-ве»
(Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).
Логопед: Все платочки возьмём и под музыку начнём.
(Дети выполняют танцевальные движения на середине зала)
5– «Русский лирический»
(Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).
Логопед: Наши ручки хороши, потанцуем от души
(Дети отхлопывают ритм: /-/ /-/-/, /-/ /-/-/, /-/ /-/-/, /-/
Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение под музыкальное сопровождение «Ковырялочка».
5. Упражнение на развитие мимики и релаксации.
Логопед:Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам нужно. В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки не зевайте, лавку в доме занимайте.
Дети ходят под музыку и приговаривают:
«Уж и ходим мы,
уж и бродим мы,
по заулочкам,
по проулочкам.»
на конец музыки садятся.
Логопед: Как встречают гостей?
Дети отвечают: «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»
Логопед: Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.
(Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение “Нахмурились”)
Логопед: Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.
(Дети делают вдох и выдох)
Логопед: Мирно покачивается маятник старинных часов.
Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик – так, так – так».
Логопед: У окошка прилегла и дремлет кошка.
(Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки)
Логопед: Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.
(Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: «Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать».)
Логопед: Полно, дрёма дремать – пора вставать.
Дети открывают глазки и поднимаются.
Логопед: Хозяйка капусту солит и приговаривает: “Мы капусту рубим, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту трём”.
(Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты)
6. Развитие силы голоса.
Логопед: Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.
(Дети выполняют задание по развитию силы голоса – удлинение произношения звуков (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко).
о о О О А А А А
7. Развитие музыкального слуха.
Логопед: Захотелось пошуметь, в колокольцы позвенеть.
(Дети под музыку русской народной песни «Я на горку шла» выполняют движения колокольчиками)
8. Формирование навыка правильного произношения звуков.
Логопед: Веселится народ и играть идёт.
(Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становится в круг).
Ой, ребята, та ра ра
На горе стоит гора.
А на той горе – дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная. Да!
(Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона)
9. Развитие певческого диапазона.
Логопед:Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.
(Дети исполняют любую карельскую песню).
10. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.
Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.
Дети выполняют танцевально ритмические движения под русскую народную мелодию “Ах вы сени мои сени” (использование танцевальных движений, которые укладываются в знакомый ритм).
Логопед. Вы-то плясали, дети, а гости устали, пусть и они попляшут с нами.
Дети и гости повторяют танцевальные движения (сидя).
11. Организация окончания занятия.
Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад. По карельскому обычаю попращаемся с гостями.
Дети: Счастья да радости!
Большого здоровья!
До нового лета!
До нового хлеба!
Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод, а, исполнив часть хоровода, подходят к гостям, кланяются и приглашают продолжить танцевать всем вместе.
(музыкаА. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)
1. На лугу у ворот,
Где рябина растет,
Мы с друзьями сегодня
Заведем хоровод.
(Дети идут по кругу хороводным шагом, на проигрыш выставляют, то левую ногу на носок, то правую, кружатся вокруг себя).
2. Кто в Карелии бывал,
Ночи белые видал,
Полюбил всей душой
Этот край дорогой.
(Дети идут в круг, плавно поднимая руки вверх. Расходятся и опускают руки вниз).
3. Про Карелию споем.
В гости Вас позовем,
Голубику и морошку
Собирать в лес пойдем.
(Из одного круга перестраиваются в два маленьких. Идут по кругу хороводным шагом. Затем размыкают руки, встают в одну линию и делают низкий поклон гостям).
Дети под музыку выходят из зала.